Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Колокольность как выражение национального своеобразия русской музыки……………………………………………………………………4
1.1. Колокольные звоны: семантика пространства и времени………...4
1.2. Колокольность в русской музыке: от истории к современности….6
Глава 2. Колокольная музыка как средство музыкального самовыражения и обучения……………………………………………………..10
2.1. Жанровые особенности колокольных звонов в произведениях композиторов России……………………………………………………………10
2.2. Формирование духовной культуры средствами искусства колокольного звона………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………..……………………16
Список литературы……………………………………………………….17
Читать дальше
Творчеству многих русских композиторов XIX-XX веков было свойственно обращение к теме колоколов, что объясняется особым звучаниям инструментов этой группы и тем кругом переживаний, которые удается передать композитору используя их. Колокольный звон как феномен человеческой культуры несет в себе очень важные функции и через призму многочисленных произведений музыкального искусства может быть рассмотрен как призыв к сосредоточенному вниманию, символ православия и высшей силы, русского раздолья и единения народа в трудные времена. Такое многообразие проявлений говорит об исключительности колокольного звона в жизни как православного мира в целом, так и отдельно взятого человека. Звон приветствует рождение человека на земле, он же сопровождает его в последний путь. За тысячелетие своего существования колокола стали действительным символом человеческого существования.
Обращение к теме колокольного звона в педагогике может оказать положительное влияние на формирование нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения, посредством обращения к традициям и истории русской музыкальной культуры. Организация взаимодействия с церквями и школами звонарей, позволит закрепить на практике теоретические знания, полученные в ходе проведения лекций и усилить процесс вовлечения молодежи в историю русского народа.
Читать дальше
1. Валенцова М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. - М., 1999. 258 с.
2. Ильин В. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. 84 с.
3. Ковалиев В. В. Раздайся, благовестный звон (колокола в истории культуры)/ В.В. Ковалиев. Минск, 2003. 215 с.
4. Рыбаков, С.Г. Церковный звон в России / С.Г.Рыбаков. Санкт-Петербург: печ. Е. Евдокимова, 1896. 71 с.
5. Смоленский С.В.О колокольном звоне в России / С.В. Смоленский. Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1907. 26 с.
6. Цветаева А. И., Сараджев Н. К. Мастер волшебного звона/ А.И. Цветаева. М., Музыка, 1986. 160 с.
7. Ярешко А. С. Колокольные звоны - инструментальная разновидность русского народного музыкального творчества / сост. М. Пекелис, И. Гивенталь. Музыка, 1978. 148 с.
Читать дальше