Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое подходы к изучению эмоций в психологии………….5
1.1. Общее представление об эмоциях…………………………………………...5
1.2. Виды и функции эмоций……………………………………………………...7
1.3. Структура эмоций: импрессивный, экспрессивный и физиологический компоненты эмоционального реагирования……………………………….......13
Глава 2. Анализ психологических теорий эмоций……………………………..22
2.1. Биологические теории: Ч.Дарвина и П. К.Анохина……………………..22
2.2. Физиологические теории: У.Джемс-Г.Лагне и У.Кэннома-Ф.Барда…..27
2.3. Когнитивные теории: С.Шахтера, Р.Лазаруса, Л.Фистенгера…………29
2.4. Информационная теория П.В. Симонова………………….……………34
Заключение………………….……………………………………………………37
Список литературы………….…………………………………………………...39
Читать дальше
Эмоции являются особым классом психических состояний и процессов, которые связаны с потребностями, инстинктами и мотивами. Эмоции осуществляют функцию регулирования активности субъекта с помощью отображения значимости внутренних и внешних ситуаций для реализации его жизнедеятельности. По степени активации немецким философом И. Кантом было выделено два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции – переживания, которые увеличивают активность личности, и астенические эмоции – переживания, которые снижают активность личности.
Также эмоции могут быть приятными и неприятными, отрицательными и положительными. Различаются эмоции и по интенсивности, продолжительности, уровню осознанности вызвавших их причин.
К основным видам эмоций относятся: радость, интерес, страх, вина, стыд, презрение, отвращение, гнев, страдание, удивление.
Эмоции осуществляют следующие функции: защитную, экспрессивную, отражательно-оценочную, побудительную, активирующую, регулирующую и синтезирующую и функцию смыслообразования.
Ч. Дарвин одним из первых объединил эмоции человека с соответствующими инстинктивными реакциями и аффектами, которые можно наблюдать в животном мире. Он доказал, что чувства человека имеют животное происхождение, как и весь человек в целом.
Трехмерная теория чувств отмечает, что двойственное деление не отражает всей сущности эмоций, поэтому важно характеризовать эмоции тремя качествами: удовольствие-неудовольствие, напряжение-расслабление, успокоение-возбуждение.
Согласно теории Джемса-Ланге развитие эмоций обуславливается вызываемыми внешними воздействиями модификациями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сосудистой, сердечной, секреторной деятельности.
Основным понятием теории Л. Фестингера является диссонанс, понимаемый как отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации, когда у субъекта отмечается психологически противоречивая информация об объекте.
Согласно информационной теории эмоциональное состояние определяется качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида, и оценкой, даваемой им вероятности ее удовлетворения.
Представления о природе, закономерностях и проявлениях эмоций в ходе развития психологической науки претерпевали значительные изменения, включая как сомнения в существовании вообще каких-либо закономерностей функционирования эмоций либо же в возможности их экспериментального изучения, так и полное отрицание необходимости употребления такого понятия.
Читать дальше
1. Горбунова М. Ю. Социальные функции эмоций/ М.Ю. Горбунова // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. – 2011. - № 67 – С.445-454.
2. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2001. – 384с.
3. Иванова Е. С. Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований/ Е.С. Иванова, Д.В. Люсин // Научный диалог. – 2012. - №11. – С.137-143.
4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – Спб: Питер, 2011. - 784 c.
5. Кравченко Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования. – М.: Форум, 2012. – 544 c.
6. Зайнуллина Л. М. Некоторые аспекты исследования эмоций/ Л.М. Зайнуллина // Вестник Башкирск. ун-та. – 2012. - №1(I). – С.486-491.
7. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
9. Никольская А. В. Эмоции // VetPharma. – 2011. - №5. - С.60-63.
10. Петровский А.В. Общая психология. М. Просвещение, 1976. 479 с.
11. Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1984. - 288с.
12. Пырьев Е. А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека/ Е.А. Пырьев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. - №133. – С.288-294.
13. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. - 354 с.
14. Рогов Е. И. Эмоции и воля. – М.: Владос, 1999. - 240 c.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008. - 713 с.
16. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т.1.: Учебник для студентов мед.вузов. - М.: Академический проект, 2000. – 416с.
17. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 350 с.
18. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 413 с.
19. Экман П. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2013. - 240 c.
20. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 304с.
Читать дальше