Введение 3
Глава 1. Понятие исполнительных органов государства 5
1.1. Понятие органов исполнительной власти 5
1.2. Признаки исполнительной власти 7
Глава 2. Исполнительная власть и механизмы ее реализации 11
2.1. Федеральный орган исполнительной власти 11
2.2. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 14
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Читать дальше
Государственная власть представляет собой систему, которую составляют три ее ветви: исполнительная, законодательная, судебная. Разделение властей означает независимость ветвей государственной власти друг от друга – ни один государственный орган или ветвь не должны обладать всей полнотой власти, каждый орган осуществляет только свои функции, не подменяет деятельность другого органа государственной власти и взаимный контроль.
В свою очередь исполнительная является предопределяющей ветвью власти, которая способна заметно влиять на ход политической жизни, коренным образом изменить социальное положение страны. Исполнительная власть определяет основные направления политики государства; осуществляет основные направления политики; мобилизует поддержку проводимой политики; осуществляет руководство в период кризисов, в силу того, что исполнительная власть имеет очень широкие узаконенные полномочия; осуществляет «церемониальное руководство» как символ единства национального государства.
Деятельность же исполнительной власти в немалой степени характеризуется закрытостью, несмотря на закрепление в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» принципа гласности как основного в деятельности федеральных органов исполнительной власти. По многим вопросам, находящимся в компетенции исполнительной власти, например, национальной безопасности, обороны страны, решения принимаются в закрытом режиме, поскольку они относятся к государственной тайне. Данное обстоятельство не позволяет быть исполнительной власти объектом постоянного контроля.
Среди причин доминирования исполнительной власти в системе российской государственной власти указываются следующие:
численность государственных служащих, занятых в сфере исполнительной власти, составляет подавляющее большинство среди всех государственных служащих;
в ведении органов исполнительной власти находится исполнение бюджета всего государства. Они непосредственно распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами страны;
исполнительная власть обладает большими возможностями в правотворческой сфере. Пожалуй, ей принимается основной массив нормативных правовых актов во всех областях жизнедеятельности общества и государства.
Для более полного отражения всей сути исполнительной власти, необходимо раскрыть её признаки: легальность и легитимность; самостоятельность и независимость; универсальный характер; подзаконный характер; структурированность; организующий характер исполнительной власти; правоприменительный характер деятельности; применение легализованного принуждения.
Итак, статус исполнительной власти в Российской Федерации очень противоречив. С одной стороны, органы исполнительной власти аккумулируют огромные материальные и людские ресурсы, используемые ими в оперативной исполнительно-распорядительной деятельности. Тот факт, что именно исполнительная ветвь власти осуществляет непосредственное управление многими сферами жизни общества, ставит её над другими ветвями власти. Но, с другой стороны, органы исполнительной власти не имеют реальных правовых рычагов воздействия на другие ветви власти. Все эти обстоятельства опровергают представления классической теории разделения властей о равенстве всех ветвей власти.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) /[Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/.(дата обращения: 05.10.2023).
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» /[Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/.(дата обращения: 05.10.2023).
3. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.10.2022) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 4. – Ст. 346.
4. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (ред. от 30.06.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 23. – Ст. 2313.
5. Административное право : для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Юриспруденция», специалистов по направлениям подготовки «Судебная экспертиза», «Судебная и прокурорская деятельность», аспирантов направления «Юриспруденция» / А. М. Бобров, О. А. Иванова, А. С. Телегин, Н. В. Тиунова ; МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ». – Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. – 346 с.
6. Алямкин, А. Н. Исполнительная ветвь власти в системе государственного управления России и зарубежных стран / А. Н. Алямкин // Интерактивная наука. – 2021. – № 5(60). – С. 50-52.
7. Баранов П.П. Роль конституционного законодательства Российской Федерации в регулировании принципа разделения властей. – Ростов н/Д, 2022. – 230 с.
8. Виноградова, Е. В. Исполнительная власть в государственно-правовом дизайне России: исторический аспект / Е. В. Виноградова, И. Л. Данилевская, Г. С. Патюлин // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2021. – Т. 16, № 4. – С. 63-82.
9. Коваль Т.А. Исполнительная власть: анализ понятия, сущность // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2018. – № 10. – С. 112-125.
10. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вестник Московского университета. Сер. «Право». – 2019. – № 10. – С. 40-54.
11. Колесов, Р. В. Генезис и эволюция органов исполнительной власти России / Р. В. Колесов, А. В. Бородкин // Сборник научных статей научно-педагогических работников и магистрантов. – Ярославль : ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2020. – С. 135-141.
12. Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. – М.: Институт права и публичной политики, 2019. – 392 с.
13. Маржохов, Т. Х. Органы исполнительной власти: понятие и признаки / Т. Х. Маржохов // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 9. – С. 341-345.
14. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. – 873 с.
15. Новиков, Л. Л. Орган исполнительной власти как субъект административного права: понятие и виды / Л. Л. Новиков // Modern Science. – 2023. – № 2-2. – С. 28-31.
16. Пархоменко А.Г. Парламент России и принцип разделения властей: история вопроса // Образование и право. – 2021. – № 9. – С. 3-10.
17. Репин, А. А. Особенности правового регулирования федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ / А. А. Репин // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 10. – С. 421-426.
18. Санжаревский И.И. Политическая наука: словарь-справочник. Изд.6-е, испр. и доп. – Тамбов, 2019. – 451 с.
19. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство «Зерцало–М», 2021. – 685 с.
20. Шестакова О.В. Развитие принципа разделения власти Российской правовой наукой и его понятие // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 170-183.
Читать дальше