Введение 3
1 Обзор экономической литературы 5
2 Современные методы установления барьеров входа в отрасль: теоретические аспекты 9
2.1 Сущность входных барьеров, их роль и место в сохранении рыночной власти предприятий 9
2.2 Виды барьеров входа на рынок 12
2.3 Конкурентные и неконкурентные барьеры 15
3 Особенности ограничений входа на российском рынке в целом 19
3.1 Государственная поддержка снятия барьеров 19
3.2 Оценка предпринимательской активности в условиях ограничений входа на рынок 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Читать дальше
Фирма, выходящая на рынок, неизбежно сталкивается с множеством проблем. Первые задачи по-прежнему просты: мы ищем офисные помещения и склад за разумную плату, обеспечиваем каналы связи и условия проживания. Трудоемкие задачи включают организационную, юридическую и коммерческую поддержку, подбор персонала. Необходимо детально изучить рынок: изучить спрос, выяснить объем потребностей, особенности и настроение внешней среды. Но главная проблема, которую приходится решать дебютантам рынка, - это преодоление барьеров для входа на рынок. Под барьерами для выхода на рынок понимаются экономические, административные, технологические и другие ограничения, которые препятствуют выходу новых предпринимателей на рынок с целью конкуренции с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
Предпринимательская деятельность - это свободная, инициативная деятельность дееспособных физических и юридических лиц, как указано в Конституции страны и в Гражданском кодексе Российской Федерации, но государство в лице законодательных и исполнительных органов регулирует деятельность хозяйствующих субъектов.
В России административные барьеры как способ регулирования экономической деятельности возникли в ответ на сырьевую интервенцию начала 1990-х годов. Массовое проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привели к тому, что для контроля за основной массой товаров и услуг были применены по существу исключительные меры, в первую очередь сертификация и лицензирование. Такой масштаб входного контроля мог бы иметь только два последствия. Если бы контроль осуществлялся в реальности, то, скорее всего, возникли бы непомерно высокие издержки ведения бизнеса, что в крайних случаях могло бы привести к практически полному обвалу товарооборота. Однако на практике оказалось невозможным создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг
именно из-за чрезвычайно широкой сферы применения таких механизмов.
Административные методы позволяют реализовать общерегиональные интересы; обеспечивают преобладание этих интересов над интересами отдельных субъектов региональной экономики.
В настоящее время необходимо снизить влияние административных барьеров на крупные, средние и особенно малые предприятия. Ведь благодаря малым предприятиям создаются рабочие места, в которых сейчас особенно нуждаются люди, потерявшие работу из-за кризиса, начавшегося в 2020 году.
Зачем еще нам нужно снижать барьеры, чтобы предприятия могли быстрее развиваться и наращивать объемы производства, чтобы больше продукции поставлялось на внутренний и внешний рынки, чтобы российская экономика не стояла на месте, а постоянно развивалась.
Читать дальше
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Консультант Плюс
2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года // Консультант Плюс
3. Абазьева, М. П. Основные проблемы малого предпринимательства в России / М. П. Абазьева // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 3. — С. 23–27.
4. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Москва. – 2020. – № 3 (38). – С. 10–14.
5. Агапова М.А. Управление конкурентными преимуществами предприятия / М.А. Агапова // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 81–84.
6. Гузеева Е.М. Меры государственной поддержки развития малого предпринимательства. // Аудит и финансовый анализ. – 2018. – № 2.
7. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 224 с.
8. Дрок Т.Е. Проблемы в малом предпринимательстве // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2018. – № 3.
9. Дьяков, М. Ю. Основные меры поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в 2022 году / М. Ю. Дьяков, А. Е. Стуколов //Молодой ученый. – 2022. – № 49 (444). – С. 361-363.
10. Заргарян З.С. К вопросу о понятии малого и среднего бизнеса / З.С. Заргарян // Вестник Северо–Кавказского федерального университета. – 2020. – № 2 (77). – С. 53–59.
11. Иванова, Р. М. История российского предпринимательства: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. М. Иванова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с.
12. Клюева Ю.С. Сервис как конкурентное преимущество / Ю.С. Клюева // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 4 (83). – С. 124–132.
13. Коновалова Т.Л. Внутриотраслевая конкуренция: стратегии и методы / Т.Л. Коновалова // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 78–83.
14. Коба Е.Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России / Е.Е. Коба // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2020. – № 1 (25). – С. 91–98.
15. Кострова В.Н. Проблемы развития предприятий малого бизнеса / В.Н. Кострова // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 4–й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5–ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2020. – С. 101–104.
16. Кочесокова М. К. Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономическом развитии / М.К. Кочесокова // International Journal of Innovative Technologies in Economy. – 2017. – № 7. – С. 60–64
17. Лайпанова З.М. Малое предпринимательство: понятие, цель и значение / З.М. Лайпанова // International Agricultural Journal. – 2020. – Т. 63. – № 1. – С. 17.
18. Луговой О.Ю. Сущность и виды конкурентных преимуществ / О.Ю. Луговой // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 15. С. 218–223
19. Лукьянов С., Кисляк Н. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция, 2018. – №1. – С. 54-71.
20. Мальцева О.В. Управление барьерами входа на рынок как инструмент государственного стимулирования конкуренции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2019. – №3. – С. 174-182.
21. Михайлова Л.С. Правовое обеспечение функционирования организаций малого предпринимательства / Л.С. Михайлова // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 3 (32). – С. 180–185.
22. Нишонова, А. С. Понятие и сущность организаций малого бизнеса / А. С. Нишонова. // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 561-564.
23. Селютин И.Е. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России / И.Е. Селютин // Modern Science. – 2020. – № 2–1. – С. 94–96.
24. Хаирова С.М. Управление конкурентоспособностью: практикум / С.М. Хаирова, Н.Б. Пильник. – Электронные дан. – Омск : СибАДИ, 2018. – 70 с.
25. Хвалько А.А. Основные подходы к анализу поведения фирмы с точки зрения типов рыночных структур // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2019. – №11. – С. 139-142.
26. Яковлев Н.А. Малое и среднее предпринимательство: проблемы теории и практики / Н.А. Яковлев // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 2. – № 9. – С. 157–160.
27. Единый реестр субъектов МСП в РФ – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html
28. Лукьянов С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://libmonster.ru/m/articles/view/%D0%9E%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%92%D0%AB%D0%95-%D0%91%D0%90%D0%A0%D0%AC%D0%95%D0%A0%D0%AB-%D0%92%D0%A5%D0%9E%D0%94%D0%90-%D0%9A%D0%90%D0%9A-%D0%92%D0%90%D0%96%D0%9D%D0%95%D0%99%D0%A8%D0%98%D0%99-%D0%98%D0%9D%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2-%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%98-%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF-%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9A%D0%A3%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%98
29. Иванова В. Р. Барьеры входа-выхода на отраслевой рынок в РФ – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/XE/Downloads/bariery-vhoda-vyhoda-na-otraslevoy-rynok-v-rf.pdf
30. Мальцева О. В. Управление барьерами входа на рынок как инструмент государственного стимулирования конкуренции – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/XE/Downloads/upravlenie-barierami-vhoda-na-rynok-kak-instrument-gosudarstvennogo-stimulirovaniya-konkurentsii.pdf
Читать дальше