ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5
1.1 Психологические особенности детей с задержкой психического развития 5
1.2 Характеристика наглядных методов обучения 10
1.3 Особенности применения метода наглядности на уроке с детьми с ЗПР 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗПР 16
2.1 Конспект урока по технологии с применением метода наглядности 16
2.2 Результаты работы по использованию наглядных методов обучения детей с ЗПР 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами исследования были рассмотрены особенности психического развития детей с ЗПР, охарактеризованы наглядные методы обучения и их применение в работе с детьми с ЗПР.
Современные ученые-педагоги классифицирует задержки психического развития на основании причин ее возникновения: конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения. Дети с ЗПР отличаются большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально–волевой сфере и в познавательной деятельности, познавательная деятельность у них значительно снижена, а знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются.
Обучающиеся с задержкой психического развития происхождения характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, при этом отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (например, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности). Способность к обучению у таких детей может быть удовлетворительная, но она часто избирательная и неустойчивая, зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Для детей с ЗПР характерно проявление неадаптивного поведения, которое объясняется недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивность. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием также является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти, поэтому дети с ЗПР нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей с применением особых методов обучения.
Наглядные методы обучения условно подразделяются на две категории: метод иллюстраций и метод демонстраций. Наглядные методы обучения повышают интерес к знаниям, делают более лёгким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка с ЗПР. Наглядные методы применяются для формирования положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой психического развития, повышения их учебной мотивации, активизации познавательной активности и, таким образом, обеспечения основ восприятия информации. При работе с детьми с ЗПР в качестве наглядности можно применять различные счётные таблицы, фотографии, красочную азбуку, задачи в картинках, привлекательные презентации, гербарии, весы на урок математики и т.д. Целесообразно считается изготавливать некоторую наглядность с детьми и затем ее использовать. Такая деятельность способствует лучшему запоминанию и одновременно привитию позитивного отношения к своему труду, заинтересованности в обучении.
Практическая часть работы заключалась в разработке урока технологии для детей с ЗПР с применением метода наглядности. Для проверки его эффективности применялась методика «Мое лицо в школе», которая проводилась дважды – до экспериментального урока и после него. Результаты показали, что отношение детей с ЗПР к уроку изменилось в положительную сторону. Таким образом, проведенная работа показала, что наглядные методы обучения можно применять с целью формирования положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой психического развития, повышения их учебной мотивации, активизации познавательной активности облегчения восприятия информации.
Читать дальше
1. Абакарова А.А., Пырьева С.А., Насиханова А.З. Применение наглядного метода обучения в образовательном процессе // В сборнике: Язык и межкультурная коммуникация. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. – Астрахань, 2021. – С. 5-9.
2. Ахметова Д.З., Игнатьев А.Е. Работа с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования: методическое пособие. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. – 34 с.
3. Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 53–59.
4. Бабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения // Педагогика и психология образования. – 2017. – №3. – С.56-61.
5. Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. – 2016. – № 22. – С.23-28.
6. Барыльник Ю.Б., Деева М.А., Кормилицина А.С. Клинико-диагностические аспекты задержек психического развития в детском возрасте Филиппова Н.В., Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. – Т. 16. – №4. – С. 89-100.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. - 136 с.
8. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2022. – №5. – С.36-42.
9. Гунин Д.А., Крайнов В.А. Таблицы и схемы - основные средства условно - графической наглядности // В сборнике: Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований. Стерлитамак, 2021. С. 47-50.
10. Закиров А., Байсубанова В.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2016. – №10. – С. 138-141.
11. Кондрашова Т.М. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР // В сборнике: Современные тенденции развития образования, науки и технологий. – 2019. – С. 14-16.
12. Коробейников И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – №3. – С. 4–10.
13. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР к образовательным маршрутам // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – №1. – С. 20–23.
14. Крайнов В.А., Давыдов Д.Г. Таблицы и схемы - основные средства условно - графической наглядности // В сборнике: Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 27-30.
15. Куренкова Т.В. Использование различных средств наглядности на уроках окружающего мира // Начальное образование 2016. Т. 4. №5. С. 30-32.
16. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 2014. – С. 312.
17. Перешеина Н.В. Задержка психического развития как вариант дизонтогенеза // Вестник гуманитарного образования. – 2017. – №2. – С. 41-44.
18. Петрова С.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития // Символ науки: международный научный журнал. – 2021. – №1. – С. 157-159.
19. Сергеева О. А., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – № 5. – С.76-79.
20. Соловьева Е.Н. Особенности организации обучения младших школьников с задержкой психического развития // В сборнике материалов IV Всероссийской конференции молодых ученых: Наука и инновации XXI века. – 2017. – С. 177-179.
21. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Шипицыной Л.М. – 2018. – 354 с.
22. Шишкина С.С. Использование наглядного материала в учебном процессе // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 19-22.
23. Шкурат Я. И. Использование наглядных средств в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2020. – №52. – С. 451-454.
Читать дальше