ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты формирования и развития рынка молочной продукции 5
1.1 Общая характеристика молочного рынка 5
1.2 История развития рынка молочной отрасли в Московской области 8
2 Анализ текущего состояния рынка молочной продукции в Московской области 13
2.1 Перспективы роста молочной отрасли в Московской области 13
2.2 Рекомендации по развитию рынка молочной продукции в Московской области 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Читать дальше
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции, особенно в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Объем потребления молока и молочной продукции в натуральном выражении в России устойчиво растет в среднем на 9% в год на протяжении последних пяти лет.
Несмотря на незначительную консолидацию на российском молочном рынке, он является строго сегментированным с присутствием на нем более чем 1800 игроков, включая крупные, средние и мелкие компании. Благодаря такой сегментации, рынок является высоко конкурентным в плане формирования цен на молоко и молочную продукцию. Начиная с 2000 года и по настоящее время, молочные производители постоянно расширяют свои возможности по дистрибуции и придерживаются маркетинговой стратегии, направленной на сокращение объема продаж оптовым покупателям, увеличивая продажи продукции через розничные торговые магазины, привлекая их к сотрудничеству за счет увеличения количества рекламы на телевидении в СМИ и через интернет. Так как, молочники остаются приверженными стратегии регионального развития, постоянно увеличивая предложение молока и молочных производных продуктов в регионах по мере роста регионального потребления. Снижение затрат и улучшение качества молочной продукции остается основным конкурентным преимуществом для большинства молочных компаний, так как креативные маркетинговые стратегии и увеличение бюджета расходов на маркетинг способствуют улучшению осведомленности о продукте и лояльности со стороны покупателей по отношению к известным молочным брендам. Стратегические мероприятия молочных компаний помогут преодолеть трудности текущего экономически сложного периода. Переработчики молока также стараются увеличить производство и реализацию продуктов, которые имеют более презентабельный товарный вид за счет высокого качества упаковки товара.
Российский молочный рынок активно расширяет ассортимент предоставляемой молочной продукции. Эксперты прогнозируют постепенное снижение потребления традиционных молочных продуктов (сметана, ряженка, простокваша) в пользу обогащенных современных продуктов (биокефир, биомолоко, биойогурт). Перспективны также любые десертные молочные продукты, которые люди потребляют не для утоления голода, а для удовольствия. И это прежде всего связано с увеличением дохода населения. Общий объем этих продуктов будет расти не только за счет увеличения количества новых потребителей, но и за счет роста частоты потребления постоянными покупателями этой категории продуктов.
С точки зрения развития производства, эксперты отмечают тенденцию создания и развития холдингов. Объединение в холдинги – экономически объективный процесс, так как крупные производители имеют возможность регулировать закупочную и продажную цены на сырье и при этом рекламировать продукцию. В целом российский рынок повторяет развитие зрелых рынков, потребители которых всерьез озабочены вопросами сохранения молодости и здоровья.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"
2. Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ г. Москва «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
3. Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ (ред. от 10.02.1999) "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
4. Федеральный закон "О таможенном регулировании в российской федерации" От 27.11.2010 n 311-фз (принят гд фс рф 19.11.2010) (действующая редакция от 01.09.2013)
5. Постановление правительства РФ от 24.07.92 № 513 "Об увеличении дотаций на продукцию животноводства".
6. ГОСТ Р 52054-2003 «Молоко натуральное коровье – сырье. Технические условия»
7. Анищенко А. Н., Усманов Д. И. Территориальная дифференциация молочного скотоводства России // Продовольственная политика и безопасность, 2021. — c. 179.
8. Алтухов А. Развитие молочного скотоводства в стране: проблемы и возможные пути их решения. // АПК: экономика и управление, 2018 — с. 94
9. Васюкова, А. Т. Товароведение пищевых продуктов в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / А. Т. Васюкова, Н. М. Варварина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 330 с.
10. Кирильчук С. П. Экономика предприятия : учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общей редакцией С. П. Кирильчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 458 с.
11. Клочкова Е. Н. Экономика предприятия : учебник для вузов / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова, Е. С. Дарда ; под редакцией Е. Н. Клочковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 370 с.
12. Колышкин А. В. Экономика предприятия : учебник и практикум для вузов / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 479 с.
13. Коршунов, В. В. Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Коршунов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 363 с.
14. Лаврикова Ю. Г. Продовольственный рынок регионов России: новый вектор развития. / Монография. — Екатеринбург: УрО РАН, 2018. — 776 c.
15. Нечитайлов, А.С. Потребительские кооперативы на рынке экологически безопасного молока / А.С. Нечитайлов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научнотеоретический журнал. – 2018. - № 4. – С. 93-99.
16. Нечитайлов, А.С. Тенденции формирования и развития рынка молока и молочной продукции в России / А.С. Нечитайлов, А.В. Ткач // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2019. - № 6. – 0,5 п.л., в том числе авторских – 0,2 п.л.
17. Семенова А., Алтухов А. Молочное скотоводство России: экономические проблемы и пути их решения. // Экономика сельского хозяйства. — № 2–2019 — с.33–38.
18. Чалдаева Л. А. Экономика организации : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 344 с.
19. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р, ред. от 23.03.2021). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094.
20. Nechitaylov, A. Features of the market infrastructure of environmentally safe milk / A. Nechitaylov // International Scientific and Practical Conference on Agrarian Economy in the Era of Globalization and Integration (AGEGI-2018) 24–25 October 2018, Moscow, Russian Federation // Опубликовано в международном периодическом научном издании "IOP Conference Series: Earth and Environmental Science" (ISSN 1755-1315), 2019. – 0,4 п.л.
Читать дальше