Введение 3
1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте 4
2. Рефлексивность как новообразование младшего школьника 5
3. Условия развития рефлексивных умений у младших
школьников 8
Вывод 11
Список использованной литературы 12
Читать дальше
Для детей обучение в младшей школе – важный этап жизни, сопровождающий серьёзными изменениями, сменой ситуации развития. У ребенка появляется обязательная, общественно значимая, контролируемая деятельность – учебная. Школьник приобретает умения, знания, навыки и мотивами, которые способствуют эффективному усвоению учебной программы. Благоприятными последствиями этой стадии для ребенка являются ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми, умение критически оценивать свою деятельность и находить ошибки, находя пути их устранения.
В младшем школьном возрасте центральным новообразованием является рефлексия. Рефлексивность как характеристика личности младшего школьника определяет способность учащегося отслеживать те изменения, которые происходят с ним в процессе учебной деятельности и анализировать причины этих изменений, прогнозировать пути изменения самого себя и своего движения вперед. Начальная ступень образования обеспечивает развитие рефлексивности как совокупности ценностной, операционной и аналитической составляющих. Главным фактором развития рефлексивных способностей становится учебная деятельность, от успешности овладения которой зависит развитие интеллектуальной рефлексии.
У учащихся младших классов целесообразно развивать рефлексивную деятельность начиная с их поступления в первый класс. Важным психологическим условием, побуждающим учеников к рефлексии, является поддержка учителя. Модель развития рефлексивности младших школьников ориентирована на комплексное развитие сущностных компонентов рефлексивности: самопознания, саморегуляции и самооценки. Это подразумевает высокий уровень психологической подготовки педагогов, который необходимо постоянно совершенствовать.
Читать дальше
1. Астунина, Л. В. Инновационная деятельность школы как базовый элемент в формировании способности к самоанализу у младших школьников / Л. В. Астунина // Научный руководитель. – 2014. – № 5(6). – С. 26-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24328534 Дата обращения: 22.10.2023
2. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / под ред. И. Ломпшера, А. К. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 216 с.
3. Жданова Н.М. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию рефлексивных умений у младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017.
4. Левагина, О.Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект / О.Б. Левагина // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 34-37.
5. Морева, Г. И. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / Г. И. Морева ; Г. И. Морева ; Российская Федерация, М-во образования и науки, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Тюменский гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. – 375 с.
6. Новиков П.В. Рефлексивное развитие младших школьников как условие успешности обучения в школе // Казанский педагогический журнал. – 2021.
7. Слободчиков В. И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 28-29.
8. Ульянова И.А. Развитие рефлексивности у младших школьников в процессе обучения по инновационным образовательным программам: дисс. канд. пед. наук. – Киров, 2011. – 190 с.
9. Ульянова, И. А. Проблемы развития рефлексивности младшего школьника в учебной деятельности / И. А. Ульянова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – № 2-3. – С. 14-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-refleksivnosti-mladshego-shkolnika-v-uchebnoy-deyatelnosti Дата обращения: 22.10.2023
10. Чернышев, Р. А. Межличностное взаимодействие как фактор формирования психологических новообразований младших школьников / Р. А. Чернышев // Психология обучения. – 2011. – № 10. – С. 110-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17284601 Дата обращения: 22.10.2023
11. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов. – М., 2000. – 451 с.
12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
Читать дальше