Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста 5 1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 1.2 Понятие и структура эмоциональной сферы личности 8 1.3 Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте 12 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста 16 2.1 Организация и методы исследования 16 2.2 Результаты исследования 17 Заключение 21 Список используемой литературы 24 Приложение 27

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

курсовая работа
Психология
25 страниц
56% уникальность
2023 год
5 просмотров
Маслова Н.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста 5 1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 1.2 Понятие и структура эмоциональной сферы личности 8 1.3 Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте 12 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста 16 2.1 Организация и методы исследования 16 2.2 Результаты исследования 17 Заключение 21 Список используемой литературы 24 Приложение 27
Читать дальше
Актуальность темы. Каждый возрастной период представляет собой важную ступень в психическом развитии, который сопровождается большим числом изменений, которые в конечном итоге составляют уникальную структуру личности ребенка. Особенно важным периодом развития личности является дошкольный возраст. Наибольшую актуальность имеет исследование особенностей развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.


Нужна курсовая на заказ недорого в Челябинске с гарантией? Поможет Work5.


Это обусловлено тем, что именно в этом возрастном периоде развиваются эмпатийные способности, эмоциональная отзывчивость, саморегуляция, рефлексия и другие компоненты личностной сферы. Об актуальности темы исследования говорит появление в научных изданиях работ, посвященных изучению разных аспектов эмоциональной сферы личности. Так, Аверина М.Р., Боровкова А.С., Емельянова, Л.А. изучали развитие и структуру эмоциональной сферы человека, Липунова О.В. исследовала роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности. Бубчикова Н.В., Вострецова Н.С. исследовали эмоциональную сферу детей. Некоторые авторы изучали эмоциональное развитие на примере детей различного возраста. Например, Дюкарева Д.А. изучала, как влияют психолого-педагогические условия на развитие восприятия эмоций детьми-дошкольниками. Смирнова Н.Н. исследовала особенности рефлексии разных эмоциональных реакций у детей в возрасте до 6 лет. Однако большинство работ посвящено изучению эмоционального развития на примере взрослых людей. Таким образом, проблема заключается в противоречии между актуальностью изучения эмоционального развития детей и недостаточностью исследований в данной области. Цель курсовой работы – изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Гипотеза – предполагается, что у детей дошкольного возраста будет средний уровень эмоционального развития. Задачи: 1) рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста на основе материалов психолого-педагогической литературы; 2) изучить теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы личности; 3) охарактеризовать особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте; 4) подобрать диагностические методики для определения особенностей развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста; 5) провести диагностику эмоционального развития у детей дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать заключение. Объект исследования – эмоциональная сфера личности. Предмет исследования – особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение), практические (тестирование). Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами был проведен анализ литературы по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста: рассмотрены возрастные особенности детей дошкольного возраста на основе материалов психолого-педагогической литературы; проанализированы подходы к изучению эмоциональной сферы личности; охарактеризованы особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте. Эмоциональная сфера каждого человека уникальна. В настоящее время существует несколько трактовок понимания структуры эмоциональной сферы, но наиболее распространена модель, предложенная С.Л. Рубинштейном. Согласно С.Л. Рубинштейну, на первый уровень, выходят беспредметные эмоциональные явления. К ним относится такие эмоциональные состояния, которые можно назвать недифференцированными, которые не направлены на какой-то объект. Далее можно выделить второй уровень – это уровень предметных чувств, которые в отличие от первого уровня уже связаны с конкретным предметом. Последний третий уровень эмоциональной сферы – это уровень мировоззренческих чувств, это самый высокий уровень, который характеризует отношение человека к жизни в целом, без привязки к чему-то конкретному. Именно через этот третий уровень можно описать чувство юмора каждого человека, его чувство комичного или трагического. Таким образом, эмоциональная сфера для каждого человека имеет уникальную структуру, обусловленную различиями в каждом уровне, и формируется она в течение всей жизни. Дошкольный возраст представляет важный период в личностном развитии ребенка, поскольку именно в этот период начинает формироваться его эмоциональная, волевая, нравственная, познавательная и коммуникативная сфера. Особое значение имеет эмоциональное развитие, поскольку эмоциональная сфера личности отражает особенности мотивационной сферы человека, индивидуальные, характерные для конкретной личности реакции на явления и ситуации жизни. Эмоциональное развитие дошкольников является одним из главных условий для формирования личности в целом. Эмоционально-личностная сфера ребенка дошкольного возраста формируется в ходе практической деятельности, в процессе взаимодействия с окружающим миром и постоянно видоизменяется. Если рассматривать эмоциональное развитие детей в дошкольном возрасте, то можно отметить характерные изменения. Так, в возрасте до трех лет дети характеризуются отсутствием эмпатии, эгоцентризмом, на первый план для него всегда выходят его собственные желания, неумением контролировать свои эмоциональные состояния. В возрасте до трех лет ребенок понимает только основные состояния, такие как радость, страх. В возрасте 4-5 лет дошкольники имеют уже широкий спектр эмоций, ему становятся понятны такие эмоциональные состояния как жалость, удовольствие, удивление, грусть, гнев, застенчивость. Кроме этого дети в возрасте 4-5 лет могут выражать чувства посредством мимики, интонаций. К 6 годам эмоциональная сфера отличается более спокойным уравновешенным эмоциональным фоном, начинает развиваться эмоциональное предвосхищение, т.е. способность предвидеть возможный эмоциональный результат. Дети в возрасте 6 лет уже способны оценивать себя и свои поступки. В практической части исследования были подобраны две методики для определения особенностей развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста и проведена диагностика эмоционального развития у детей дошкольного возраста. Анализ результатов показал, что большинство детей имеют нормальное эмоциональное развитие, они способны правильно демонстрировать и понимать свои и чужие эмоции, затруднения испытывают не многие дети. Дети с низким уровнем эмоционального развития сталкивались со сложностями в понимании эмоций других людей, изображенных на картинках, и им также трудно было изобразить какие-либо эмоции, потому что они не понимали их. Дети с высоким уровнем эмоционального развития смогли правильно показать разные эмоции и без ошибок смогли охарактеризовать эмоции на картинках. В качестве перспектив работы можно рассматривать разработку серии занятий для детей, которые показали низкий уровень эмоционального развития с последующей оценкой ее эффективности. Кроме этого, возможно проведение работы, направленной на выявление факторов, с которыми может быть связано недостаточное эмоциональное развитие детей. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2018. – 623 с. 2. Аверина, М.Р. Эмоциональная сфера и особенности ее проявления в современном обществе [Текст] / М.Р. Аверина // В сборнике «Актуальные вопросы научных исследований». – 2020. – С. 173-176. 3. Боровкова, А.С. Развитие эмоциональной сферы человека [Текст] / А.С. Боровкова, И.П. Шкрябко // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. –2019. – №3. – С. 207. 4. Бубчикова, Н.В. К вопросу изучения эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет [Текст] / Н.В. Бубчикова // В сборнике: Современная наука: теория и практика. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2018. – С. 277-280. 5. Вострецова, Н.С. Исследование эмоционально-личностной сферы старших дошкольников [Текст] / Н.С. Вострецова, Т.В. Мартынова // Педагогика & Психология. Теория и практика. – 2020. – №3. – С. 44-47. 6. Дюкарева, Д.А. Психолого-педагогические условия развития восприятия эмоций человека детьми дошкольного возраста [Текст] / Дюкарева Д.А. // В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Горно-Алтайск, 2020. – С. 108-110. 7. Емельянова, Л.А. К проблеме изучения эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / Л.А. Емельянова, И.Л. Стибунова // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». – 2018. – С. 222-225. 8. Захарова, Е.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению как учебная дисциплина [Текст] / Е.И. Захарова // Психолог в детском саду. – 2015. – № 1. – С. 109–129. 9. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М.: Академия, 2014. - 288 с. 10. Карелина, И.О. Особенности развития компонентов понимания эмоций у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Карелина И.О. // Akademická Psychologie. – 2017. – №3. – С. 9-14. 11. Карелина, И.О. Педагогические методы и приемы развития у детей понимания эмоций на разных этапах дошкольного детства [Текст] / Карелина И.О. // Актуальная психология. – 2020. – №2. – С. 16-25. 12. Кузнецова Е.В. Стиль педагогического общения и эмоциональная сфера дошкольников [Текст] / Е.В. Кузнецова // Вопросы педагогики. –2021. –№11-1. – С. 236-241. 13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.:Юрайт, 2020. – 464 с. 14. Липунова, О.В. Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности [Текст] / О.В. Липунова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С.82-85. 15. Общая психология. Эмоции и мотивация [Текст] / сост. Ж. А. Барсукова. - Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2021. – 134 с. 16. Смирнова Е.О. Детская психология Учебник для вузов [Текст] / Е.О. Смирнова. – «Питер», 2018. – 304 с. 17. Смирнова, Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Смирнова Н.Н. // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т.7. – №6. – С. 6. 18. Сухарева, Н.Ф. Особенности эмоциональной сферы дошкольников в семьях с разным уровнем удовлетворенности браком [Текст] / Н.Ф. Сухарева, Е.С. Антошкина // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2022. – №2. – С. 360-367. 19. Ульянкина, Н.Н. Эмоциональная компетентность [Текст] / Н.Н. Ульянкина // В сборнике: Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. Сборник научных статей IV межвузовской научно-практической конференции. – 2015. – С. 226-231. 20. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник [Текст] / Г.А. Урунтаева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 384 с. 21. Хубаева, Л.Р. Особенности развития эмоций дошкольника [Текст] / Л.Р. Хубаева // Наука и образование: новое время. – 2014. – №1. – С. 286-288. 22. Шнайдер, М. И. Эмоциональный интеллект: понятие и история изучения [Текст] / М.И. Шнайдер, О.Е. Одишарова // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 187–189 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Разработка пешеходного маршрута по горным районам Камчатского края
Количество страниц:
25
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Автоматизация "Расхода мазута ИРП"
Количество страниц:
25
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Государственное управление: понятие, сущность, место в системе разделения властей
Количество страниц:
20
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Административное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image