ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1. Темперамент как ключевой фактор психологии личности 5
1.2. Психология конфликта и его проявления в поведении 10
1.3. Стратегии поведения в конфликте: подход Томаса 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА СО СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Обработка и анализ полученных данных 24
2.3. Интерпретация результатов и выявление связи между темпераментом и стратегиями поведения 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Читать дальше
В ходе данной курсовой работы было проведено исследование, целью которого было выявить связь между темпераментом и выбором стратегий поведения в конфликте у студентов. Исследование было выполнено в рамках предмета «Психология личности» и разделено на две главы: теоретическую и эмпирическую. В результате анализа теоретических аспектов, рассмотренных в первой главе, были сделаны следующие ключевые выводы:
1. Темперамент играет важную роль в формировании личности и определяет индивидуальные предрасположенности к определенным видам поведения. Различные измерения темперамента, такие как экстраверсия-интроверсия и нейротизм-стабильность, влияют на способы реагирования на конфликтные ситуации.
2. Конфликт является неотъемлемой частью жизни человека и может возникать по разным причинам, включая разногласия в интересах, ценностях, ресурсах и многие другие. Он проходит через разные фазы, начиная с накопления напряжения и заканчивая разрешением или ухудшением ситуации.
3. Стратегии поведения в конфликте, предложенные Томасом, включают сотрудничество, компромисс, избегание, аккомодацию и агрессию. Эти стратегии различаются по степени удовлетворения собственных и интересов другой стороны.
4. Личностные особенности могут влиять на выбор стратегий поведения в конфликте. Темперамент и нейротизм, а также другие личностные черты, определяют, каким образом студенты реагируют на конфликтные ситуации и какие стратегии они предпочитают.
Исходя из этих теоретических выводов, можно сделать следующие общие выводы из проведенного исследования:
• Темперамент и личностные черты играют важную роль в выборе стратегий поведения в конфликте. Результаты нашего исследования подтверждают, что студенты с разными типами темперамента предпочитают разные стратегии в различных конфликтных ситуациях.
• Сотрудничество и компромисс оказались наиболее популярными стратегиями среди студентов, что может свидетельствовать о важности межличностных отношений и сотрудничества в учебной среде.
• Избегание, аккомодация и агрессия также имеют свое место в выборе стратегий, и они могут зависеть от индивидуальных особенностей студентов и конкретных ситуаций.
• Исследование подтвердило гипотезу о существовании связи между темпераментом и выбором стратегий поведения в конфликте у студентов. Эти результаты предоставляют базу для дальнейших исследований в этой области и могут быть полезными для разработки образовательных программ, направленных на развитие навыков управления конфликтами.
В заключение, данное исследование позволяет лучше понять, как личностные особенности, в частности темперамент, влияют на выбор стратегий поведения в конфликте у студентов. Полученные результаты представляют собой важный вклад в область психологии личности и конфликтологии и могут быть полезными для практического применения в учебных и профессиональных средах. Рекомендуется проведение дальнейших исследований с целью более глубокого анализа влияния личностных факторов на стратегии поведения в конфликте и разработки методов обучения управлению конфликтами на основе этих факторов.
Читать дальше
1. Айзенк, Г. Личность и индивидуальные различия / Г. Айзенк // Психология личности: Пер. с англ. – Москва: Прогресс, 1991. – С. 114-128.
2. Аспиранди, Л.В. Диагностика стилей управления конфликтом / Л.В. Аспиранди // Вестник психотерапии. – 2010. – № 36. – С. 52-58.
3. Белова, А.П. Типы темперамента и их диагностика / А.П. Белова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. – С. 55-60.
4. Быков, В.М. Психология конфликта: Учебное пособие / В.М. Быков. – Москва: Флинта, 2011. – С. 40-54.
5. Галустян, О.К. Психология межличностного общения / О.К. Галустян. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – С. 95-110.
6. Дружинин, В.Н. Психология общения и межличностные отношения / В.Н. Дружинин. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – С. 78-92.
7. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – С. 60-74.
8. Кон, И.С. Психология сексуальности / И.С. Кон. – Москва: Академия, 2006. – С. 85-99.
9. Леонтьев, А.Н. Психология и типы личности / А.Н. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1975. – С. 105-120.
10. Малков, В.А. Психология личности: Учебное пособие / В.А. Малков. – Москва: Флинта, 2012. – С. 40-55.
11. Незнанов, А.А. Психология конфликта / А.А. Незнанов. – Москва: Флинта, 2009. – С. 80-96.
12. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П. Павлов. – Москва: Наука, 1973. – С. 230-245.
13. Петровский, А.В. Личность в психологии: Парадигма субъективности / А.В. Петровский. – Москва: Флинта, 2010. – С. 65-80.
14. Рогов, Е.И. Психология личности / Е.И. Рогов. – Москва: Академия, 2007. – С. 130-146.
15. Томас, К. Стили управления конфликтами / К. Томас, Р. Килманн // Управление человеческими ресурсами. – 2002. – № 4. – С. 25-32.
16. Федоренко, Т.В. Психология конфликта / Т.В. Федоренко. – Москва: Академия, 2003. – С. 75-90.
17. Харабердин, Д.Х. Психология межличностного общения и конфликта / Д.Х. Харабердин. – Москва: Флинта, 2007. – С. 48-63.
18. Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдзи // Санкт-Петербург: Питер, 2000. – С. 250-265.
19. Чернышова, Т.И. Психология темперамента / Т.И. Чернышова. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – С. 62-78.
20. Юнг, К.Г. Типы личности / К.Г. Юнг // Психология бессознательного. – Москва: АСТ, 2006. – С. 145-160.
Читать дальше