Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования таможенных органов Российской Федерации 5
1.1. Понятие, функции и принципы деятельности таможенных органов 5
1.2. Организационная структура системы таможенных органов 9
Глава 2. Анализ системы таможенных органов и принципов их деятельности 13
2.1. Анализ организационной структуры и территориального распределения таможенных органов 13
2.2. Анализ эффективности реализации основных функций таможенных органов 16
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования деятельности таможенных органов 19
3.1. Основные проблемы функционирования системы таможенных органов 19
3.2. Пути совершенствования системы таможенных органов и принципов их деятельности 21
Заключение 25
Список использованных источников 28
Читать дальше
В условиях формирования многополярного мира, формирования нескольких равнозначных центров в системе международных взаимоотношений между государствами, усложнения структуру международной торговли, усиления протекционизма, использования санкционных ограничений Федеральная таможенная служба России должна быть готова выполнять стоящие перед ней задачи.
Основной задачей ФТС России является защита национальной безопасности, прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации
Изучение организационной структуры ФТС показывает, что ФТС России имеет четкую выстроенную организационную структуру и соответствующий аппарат управления, которые позволяют решать основные задачи как на территории России, так и за её пределами.
Управление в системе таможенных органов Российской Федерации характеризуется высокой степенью централизации, которая является необходимым условием эффективного функционирования всей систем при решении важнейших государственных задач в сфере внешнеэкономической деятельности. Система управления таможенными органами является динамично развивающейся. Это происходит в связи с тем, что для поддержания заданного качества управления и эффективности функционирования всей системы таможенных органов РФ система управления должна совершенствоваться с опережением относительно изменений в таможенной сфере. Поэтому вся структура управления и её отдельные элементы должны отличаться гибкостью, что предусмотрено в ряде руководящих документах, где допускается отклонение от типовых организационно-штатных вариантов построения таможенных органов.
Существующая организационная структура таможенных органов Российской Федерации соответствует административно-территориальному делению территории Российской Федерации на федеральные округа. С учетом включения в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей в 2022 году были проведены работы по интеграции таможенных органов новых регионов в единую систему таможенных органов Российской Федерации.
Для обеспечения решения задач, которые стоят перед ФТС России, на территории иностранных государств в системе таможенных органов Российской Федерации есть специальные структурные подразделения (представительства).
Геополитические изменения, происходящие в мире, и развитие внешнеторговых отношений с другими странами отражается и на системе таможенных органов Российской Федерации.
Так в 2022 году проводилась работа по расширению сети представительств ФТС России. Был направлен соответствующий представитель в Монголию. Было подписано межправительственное соглашение об открытии представительств таможенных служб в России и Узбекистане. Также были достигнуты предварительные договоренности о направлении представителей в Иран.
Происходит не только улучшение условий деятельности в таможенных органах и обеспечения их соответствия заданным требованиям, но происходит реформирование таможенных органов Российской Федерации в направлении повышения уровня автоматизации. Без повышения уровня автоматизации деятельности таможенных органов невозможно в современных условиях обеспечить качественное решение задач, стоящих перед ФТС Российской Федерации.
Автоматизация позволяет сократить сроки выполнения таможенных операций, уменьшить количество ошибок и злоупотреблений со стороны сотрудников таможенных органов и т.д.
В результате внедрения автоматизированных систем, в том числе с элементами искусственного интеллекта, таможня должна стать «незаметной» для законопослушных физических и юридических лиц. Кроме того, это позволит повысить качество и оперативность оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации и не допускать нарушения законов и интересов Российской Федерации и её граждан.
Важнейшим направлением деятельности совершенствования системы таможенных органов Российской Федерации является развитие кадрового потенциала таможенной службы. Без проведения комплекса работ в данном направлении невозможно обеспечить заданную эффективность функционирования системы таможенных органов Российской Федерации. От уровня подготовки сотрудников, от их социальной защищенности и от уровня их мотивации в первую очередь зависит эффективность функционирования всей системы таможенных органов Российской Федерации.
Таким образом, все задачи курсовой работы решены, а цель достигнута.
Читать дальше
1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2023).
2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2023).
3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2023).
4. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 28.04.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2023).
5. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2023).
6. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2023).
7. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2023).
8. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2023).
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2023).
10. Новиков, С.С. История таможенного дела и таможенной политики России: учеб. пособие / С.С. Новиков; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2021. ‒ 316 с.
11. Коварда, В.В., Лаптев, Р.А., Болычева, Е.А., Бобырева, Е.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации // Вестник Евразийской науки, 2021. №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://esj.today/PDF/28ECVN221.pdf (дата обращения: 29.09.2023).
12. Куракин, В.С. Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации // «Молодой учёный». 2021 № 22 (364). С. 332-334.
13. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 году // Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 29.09.2023).
14. Официальный сайт Федеральной таможенной службы // Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 29.09.2023).
Читать дальше