Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы развития читательского интереса младших школьников в процессе создания проекта 6
1.1Особенности развития читательского интереса младших школьников 6
1.2Возможности проектной деятельности для развития читательского интереса младших школьников 11
Выводы по 1 главе 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию читательского интереса второклассников в проекте библиотека семьи 18
2.1 Выявление первоначального уровня читательского интереса второклассников 18
2.2 Педагогические условия развития читательского интереса второклассников в проекте «Библиотека семьи» 28
2.3 Динамика уровня развития читательского интереса второклассников 35
Выводы по 2 главе 41
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение 1. Апробация исследования по проблеме развития читательского интереса второклассников 47
Приложение 2 Материалы констатирующего эксперимента по выявлению читательского интереса второклассников 48
Паспорт образовательного проекта 57
Читать дальше
В научной психолого-педагогической литературе читательский интерес младшего школьника рассматривается как один из важнейших составляющих развития познавательной активности. Читательский интерес – это сложное понятие, отражающее направление развития личности, её характера, понимание определенных нравственно-этических категорий, эстетического отношения к окружающей действительности и понимания ее через призму приобретенных знаний.
Однако при развитии интереса к чтению у младших школьников необходимо учитывать ряд факторов, включающих клиповое мышление (поверхностное чтение текстов), восприятие литературных произведений через эмоции и возрастные особенности школьников. Если не обращаться к этим особенностям и не учитывать их в процессе построения работы по формированию интереса к чтению, принятые меры не будут эффективными и не дадут желаемого результата. Интерес к чтению формируется во младшем школьном возрасте, и все уроки по литературному чтению должны проектироваться с учетом этого важного факта, так как это во многом закладывает фундамент для обучения в средней и старшей школе. Задания, предлагаемые к проведению на уроках литературного чтения, должны отличаться разнообразием видом деятельности, наполнены визуальной составляющей и включением современных информационно- коммуникативных технологий, например, использованием обучающих приложений на смартфонах младших школьников.
Изучив особенности обучающихся в ходе опытно-поисковой работы по развитию читательского интереса у младших школьников на примере обучающихся 2 «А» и 2 «Б» МБОУ ОЦ «Вершина» г.о. Красногорск Московской области, мы пришли к выводу, что в классах на момент начала работы был сформирован низкий уровень развития читательского интереса.
После изучения психолого-педагогической литературы в ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, в результате которой был сделан вывод о том, что разработанный и реализованный урок, направленный на развитие интереса к чтению на уроках по литературному чтению, с применением проекта «Библиотека семьи» способствует более эффективному его развитию.
После внедрения и апробации разработанного нами урока с проектом «Библиотека семьи» мы выявили, что показатели по формированию читательских компетенций повысились и результаты по развитию читательского интереса улучшились.
Цель и поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтверждена.
Читать дальше
1. Алексеевская, А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Текст]/ А.Т. Алексеевская. - М., 2018.- 18 с.
2. Антонова Е. С. Как я воспитываю интерес к книге / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс. До и После. - 2018. - № 12. - С. 27–28
3. Володина, Т. В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Т. В. Володина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 133–135. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64460/ (дата обращения: 11.10.2023).
4. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика»/М.П. Воюшина [и др.]/Под ред. М.П. Воюшиной – М.: Академия, 2020. – 283 с.
5. Ефросинина Л. А. УМК «Начальная школа XXI века», Литературное чтение 2 класс. В 2 –х частях. Ч. 2. [Электронный ресурс] // Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. URL: https://rosuchebnik.ru/product/literaturnoe-chtenie-4klass-uchebnik-chast- 004480/ (дата обращения: 10.10. 2023).
6. Злыгостева, М. Н. «Инструменты» и способы формирования читательского интереса /М. Н. Злыгостева [Текст] // Сборник научных трудов «Петербургские чтения»–СПб.:2018.– 27 с.
7. Зобнина, М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? /М.А. Зобнина [Текст] // Начальная школа плюс до и после – 2018. – № 08. – С. 35–43.
8. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2018. - 80 c.
9. Лаптева, Людмила Красивая улыбка. Образовательная программа для младших школьников / Людмила Лаптева, Эдит Кузьмина. - М.: Чистые пруды, 2019. - 238 c.
10. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования /Н.В. Матяш. – 2-е изд., доп.– М: Академия, 2012. – 160 с.
11. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов/Матяш Н.В., Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 106 с.
12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе/Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 2019. – 246 с.
13. Надулишняк М.Д. Внеурочная деятельность в начальной школе/М.Д. Надулишняк, О.Н. Шаршон//Управление начальной школой. – № 7. – 2013. – С. 4-9.
14. Ожегов С.И. Толковый словарь он-лайн [Электронный ресурс]: http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/proekt/26771/ (Дата обращения 11.10.2023).
15. Педфорум [Электронный ресурс]: http://pedagogie.ru/klasifikacija-proektov.html (Дата обращения 11.10.2023).
16. Первова Г.М. Законы формирования круга детского чтения/Г.М. Первова //Начальная школа – 2015. – № 1. – С. 17-21.
17. Пиаже Жан. Психология интеллекта. Перевод: А.М. Пятигорский. – СПб.: Центр гуманитарных технологий, 2003 [Электронный ресурс]: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3252 (Дата обращения 10.10.2023).
18. Поливанова К.Н. Исследовательская и проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / - М.: Просвещение, 2021. - 192 с.
19. Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. - М.: Феникс, 2018. - 610 c.
20. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. - М.: Академия развития, 2023. - 128 c.
21. Светловская, Н.Н., Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение [Текст]: учеб. пособие для студ. Пед. Вузов [Текст] / Н.Н.Светловская, Т.С. Пиче–оол.- М.: Академия, 2001. – 107 с.
22. Сдам на 5.ру [Электронный ресурс]: http://www.sdamna5.ru/mark_tven (Дата обращения 09.10.2023).
23. Сетевая учебно-методическая энциклопедия [Электронный ресурс]: http://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php (Дата обращения 11.10.2023).
24. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2013/01/17/stsenariy-konkursa-kniga-tvoy-luchshiy-drug (Дата обращения 10.10.2023).
25. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2018. - 320 с.
26. Учебно-методический комплекс «Школа России» [Электронный ресурс]: http://school-russia.prosv.ru (Дата обращения 11.10.2023).
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2022. - 45, [2] с. - (Стандарты третьего поколения).;
28. Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты / В.Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2018. - 813 c.
29. Шагеева Н. В. Некоторые проблемы при реализации проектной деятельности в начальной школе [Текст] / Н. В. Шагеева // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. -2017. — № 11. — С. 129–130.
30. Чукавина, И.А. Задушевное чтение. Хрестоматия для младших школьников / И.А. Чукавина. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, Neoclassic, 2019. - 288 c.
Читать дальше