Глобально сущность политики импортозамещения состоит в том, чтобы большинство товаров производить внутри страны, заменяя ими товары иностранного производства. Современный мир глобален, и ни одна экономика не является полностью автономной. Все страны в той или иной степени зависят от импорта иностранных товаров. При этом почти каждая страна является поставщиком на мировом рынке того или иного продукта. В этом суть глобального сотрудничества: каждое отдельное государство имеет возможность не развивать все необходимые направления производства одновременно, а сосредоточиться на некоторых из них, а недостающие товары купить у другого государства. В долгосрочной перспективе такое сотрудничество экономически выгодно всем сторонам и создает основание для технического прогресса: государство, специализируясь на производстве определенного товара, имеет все возможности модернизировать как этот товар, так и технологию его производства более эффективно.
В то же время такое сотрудничество ставит страны в зависимость друг от друга: в условиях дружественной внешней политики в этом нет ничего страшного, однако, если между государствами возникает конфликт, взаимная экономическая зависимость создает дополнительные экономические рычаги влияния на политические решения.
Стремясь не допустить такой ситуации, российское руководство взяло курс на импортозамещение. Основная его цель — создать такие условия, чтобы российская экономика и отечественное производство имели возможность существовать и нормально функционировать, не привязываясь к поставкам иностранных товаров. Для этого необходимо максимальное количество иностранной продукции заместить продукцией российского производства.
Многие программы развития политики импортозамещения стартовали после событий 2014 года, когда иностранные партнеры наложили первые санкции, а российское руководство ввело ответные ограничительные меры. В 2022 году ситуация обострилась, санкции значительно ужесточились, из России ушли многие иностранные производители и поставщики. Поэтому стало еще более важно стимулировать внутреннее производство, чтобы не допустить краха экономики и удовлетворить потребительский спрос.
Таким образом, импортозамещение в современных условиях необходимо для того, чтобы:
- сделать российскую экономику максимально независимой от иностранных поставщиков;
- стимулировать российских производителей;
- ускорить внедрение инновационных технологий на отечественных производствах;
- удовлетворить потребительский спрос на те или иные виды товаров.
Развитие импортозамещения благоприятно скажется и на социальной сфере: после ухода иностранных компаний множество российских граждан рискует остаться без работы, а наращивание отечественных производств позволит создавать новые рабочие места.
Выделяются следующие направления политики импортозамещения в России:
- экономическое: отечественным производителям предоставляются гранты и субсидии, льготные кредиты и даже частично компенсируют затраты на производство;
- нормативное: оно выражается в разработке нормативных актов, в соответствии с которыми производители из России получают преимущества по сравнению с иностранными поставщиками. Это касается в первую очередь сферы госзакупок;
- промышленное: Минпромторг разработал множество отраслевых планов развития. Их перечень опубликован на сайте Фонда развития промышленности, в него вошли, например, планы развития лесопромышленного комплекса, нефтегазового машиностроения, медицинской промышленности и многих других направлений.
В сфере госзакупок уже много лет действует принцип национального режима, который означает, что товары, произведенные в России, имеют преимущество по сравнению с аналогичными товарами иностранного производства. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, проводя тендеры, заказчики обязаны отдавать предпочтение тем участникам, которые предлагают к поставке отечественную продукцию. Если же победителем признается поставщик иностранных товаров, то цена поставки снижается. Кроме того, заказчики обязаны приобретать определенную минимальную долю российских товаров.
Национальный режим распространяется не только на товары, произведенные в России, но и в ЛДНР и странах — участницах ЕАЭС.
Важно помнить, что промышленная политика импортозамещения включает и чисто прикладные меры. Так, в России разработана и уже функционирует биржа импортозамещения, позволяющая быстро найти необходимый товар отечественного производства. Производителям же биржа позволяет расширять рынки сбыта в поисках новых покупателей.
Итак, проведя анализ импортозамещения в период действия санкций, нельзя сделать однозначных выводов о его эффективности. Вероятно, решение выявленных проблем в долгосрочной перспективе сможет принести положительные результаты от его реализации.