СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Подходы к определению понятия «стресс», виды стресса 5
1.2 Физиологические механизмы стресса 8
Выводы по 1 главе 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРЕССА СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ С НИМ 11
2.1 Основные направления исследований стресса в современной психологии 11
1.2 Исследование причин стресса 13
2.3 Способы совладания со стрессом 16
Выводы по 2 главе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами было проанализировано содержание понятия стресса, его виды, физиологические основы стресса, причины стресса, возможности совладания со стрессом.
Анализ литературы показал, что у истоков изучения феномена стресса стоит работа Г. Селье, в которой было дано определение стресса как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, трудности и как приспособление к возросшим трудностям. Затем исследования стресса углублялись, дополнялись. В настоящее время стресс рассматривается как комплекс неблагоприятных психических состояний, он выражается в психологических, поведенческих, физиологических реакциях. Эти реакции являются ответом на стрессоры –факторы, вызывающие стресс. Стрессовое состояние динамично, то есть изменяется во времени, возможны переходы в эустресс и дистресс.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют основные виды стресса: физиологический стресс и психологический стресс. Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие определенного стимула, обычно это физическое или химическое воздействие на организм. Психологический стресс отличается от физиологического стресса включением сложной иерархии психических процессов. Результатом психологического стресса являются негативные эмоциональные реакции, изменения мотивационной структуры деятельности, изменение поведения.
Для полного понимания протекания стресса важно знать его физиологию. Физиологические основы стресса обусловлены реакциями в коре головного мозга, гипофизе, гипоталамусе, эндокринных железах и других органах, которые отвечают за реакцию организма на воздействие различных факторов.
Анализ исследований стресса, опубликованных в научных изданиях, показал, что исследования имеют очень широкий спектр направлений. В их числе: влияние информационного стресса на людей при работе за компьютером и в сети Интернет, взаимосвязи личностных характеристик динамики эмоциональной сферы в ситуации длительного стресса, отношение к «чужим» при стрессе разного генеза. А также стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19, учебный стресс у студентов при разных формах обучения и исследования, посвященные выяснению причин стресса.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Перспективными будут исследования направленные на уточнение и дополнение вышеуказанных направлений работ.
Проведенная работа имеет большое практическое значение, так как расширяет знания о стрессе в психологии, кроме этого полученную информацию могут использовать психологи в своей практике при работе в клиентами.
Читать дальше
1. Алдиева М.Ш. Проблема стрессов в профессиональной деятельности современного педагога / М.Ш. Алдиева // Учитель создает нацию: Сборник материалов III международной научно-практической конференции. – Грозный. – 2018. – С. 427-430.
2. Александров Ю.И. Стресс, болезнь и научение как условия регрессии / И.Ю. Александров, О. Е. Сварник, И. И., К. Р.Арутюнова // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 87-101
3. Березина Т.Н. Стресс и резервные способности человека / Т.Н. Березина, С.А. Рыбцов, Е.И. Хитрякова // Мир психологии. – 2018. – №4. – С. 148–160.
4. Борокина В.А. Причины стрессов в деятельности педагога: обзор научной литературы / В.А. Борокина // Вестник науки и образования. – 2021. – №7. – С. 72-75.
5. Дымова Е.Н. Психологическое благополучие и посттравматический стресс в трудной жизненной ситуации / Е.Н. Дымова // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. – 2017. – С. 1418-1424.
6. Жданов О.И. Стресс: сущность, функция, значение / О.И. Жданов // Мир психологии. 2008. № 4. С. 45–54.
7. Знаменская И.И. Отношение к «чужим» при стрессе разного генеза / И.И. Знаменская, Ю.И. Александров // Вопросы психологии.. – 2016. – №3. – С. 159–167.
8. Ирхина А.В. Стресс. Психология стресса / А.В. Ирхина, М.М. Волошина // Материалы конференции «Современная психология»: М. – 2016. – С. 147-150.
9. Карцева Ю.Б. Признаки стресса у детей. Помощь детям при стрессе / Ю.Б. Карцева // Вопросы педагогики. – 2022. – №3. – С. 85-89.
10. Ковтунович М.Г. Информационный стресс / М.Г. Ковтунович, К.Е. Маркачев // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т.13. – №5. – С. 83–91.
11. Крюкова Т.Л. Стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19 / Т.Л. Крюкова, Екимчик О.А., Т.П. Опекина, Н.С. Шипова // Портал психологических изданий PsyJournals. 2020. – Т.11. №4. – С.45-48.
12. Ломунова Д.А. Причины возникновения профессионального стресса / Д.А. Ломунова, Е.А. Макеева // Материалы конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества». – 2016. – С. 257.
13. Матюшкина Е.Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения / Е.Я. Матюшина // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 2. С. 47–63.
14. Митина О.В. Исследование взаимосвязи личностных характеристикик динамики эмоциональной сферы в ситуации длительного стресса / О.В. Митина, А.М. Перпер, Л.Ш. Абдуллаева // Психологические исследования– 2019. – №3. – С.45-49.
15. Назаров А.М. Виды стресса в экстремальных ситуациях / А.М. Назаров // Сборник по материалам ежегодного Конгресса «Проблемы психологии»: Ярославль. – 2017. – С. 264-268.
16. Немец В.В. Виноградова Е.П. Стресс и стратегии поведения / В.В. Немец // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 59-72.
17. Новикова Н.А. Стресс и жизнестойкость / Н.А. Новикова // Психологические проблемы смысла жизни. – 2021. – №4. – С.95-105.
18. Похилько А.Г. Влияние стресса на состояние человека и его деятельность, методы борьбы со стрессом и его контроля / А.Г. Похилько, Т.А. Пантелеева // Мировые цивилизации. – 2020. – №3. – С.2587-9685
19. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособ. / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 460 с.
20. Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособ. / В. И. Слоюодчиков, Е. И. Исаев. – М.: ПСТГУ, 2013. – 540 с.
21. Современная психология. Справочное руководство / под ред. В. Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 2017. – 117 с.
22. Судаков К.В. Индивидуальность эмоционального стресса // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. - 2015. - № 2. - С. 4–12.
23. Физиология стресса: учебно-методическое пособие / сост. Ш.В. Куулар, У.В. Доржу, С.К. Сарыг. – Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. – 89 с.
24. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2018. - №10. - С. 6–19.
25. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2016. – 256 с.
Читать дальше