Введение………..…………………………………………………………...3 Глава I. Вклад Д. Бонхёффера в протестантское богословие первой половины XX века………………………………………………………………...5 §1.1. Творческая биография………………………………………………..5 §1.2. Студенческие годы. Начало теологического пути…………………9 §1.3. Доклад «Базовые вопросы христианской этики»…………………13 Глава II. Авторская концепция Откровения Д. Бонхёффера……………17 §2.1. Конкретность Откровения по Бонхёфферу………………………..17 §2.2. Божественная трансцендентность в учении Бонхёффера…………21 §2.3. Полемика с К. Бартом……………………………………………….25 Глава III. Соотношение темпоральности и откровения в этическом учении Д. Бонхеффера…………………………………………………………..30 §3.1. Этизация теологии…………………………………………………..30 §3.2. Эмпирическая либеральная христология Бонхёффера……………33 Заключение………………………………………………………………..45 Cписок использованной литературы…………………………………….47

Соотношение темпоральности и откровения в этике Дитриха Бонхеффера.

дипломная работа
Философия
50 страниц
83% уникальность
2023 год
40 просмотров
Федотов К.
Эксперт по предмету «Зарубежная философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………..…………………………………………………………...3 Глава I. Вклад Д. Бонхёффера в протестантское богословие первой половины XX века………………………………………………………………...5 §1.1. Творческая биография………………………………………………..5 §1.2. Студенческие годы. Начало теологического пути…………………9 §1.3. Доклад «Базовые вопросы христианской этики»…………………13 Глава II. Авторская концепция Откровения Д. Бонхёффера……………17 §2.1. Конкретность Откровения по Бонхёфферу………………………..17 §2.2. Божественная трансцендентность в учении Бонхёффера…………21 §2.3. Полемика с К. Бартом……………………………………………….25 Глава III. Соотношение темпоральности и откровения в этическом учении Д. Бонхеффера…………………………………………………………..30 §3.1. Этизация теологии…………………………………………………..30 §3.2. Эмпирическая либеральная христология Бонхёффера……………33 Заключение………………………………………………………………..45 Cписок использованной литературы…………………………………….47
Читать дальше
Серьезному исследователю современного западного христианства невозможно пройти мимо фигуры Дитриха Бонхёффера. Имя его давно стало знаковым не только для богословской мысли, но и в культурологии, политологии, социологии, в исследованиях церковно-государственных и межконфессиональных отношений второй половины XX в. О нем и его богословском наследии пишутся книги, печатаются статьи, организуются выставки, снимаются киноленты. По прошествии многих лет со дня его трагической кончины не утихают споры о высказанных им идеях. Оценки его жизни и творчества очень разнятся. Объектом нашей дипломной работы является богословское наследие Дитриха Бонхёффера; предметом – его этические воззрения. Стремясь восполнить пробел в отечественном бонхёффероведении, мы поставили перед нашим исследованием цель - выявление соотношения темпоральности и откровения в этике Дитриха Бонхеффера.


Если вы ищете компанию, которая выполняет чертежные работы для студентов , переходите на сайт Work5 и оформляйте заказ.


. В рамках исследования мы ставим перед собой такие задачи: • Проанализировать Вклад Д. Бонхёффера в протестантское богословие первой половины XX века. • Описать авторскую концепцию Откровения Д. Бонхёффера • Определить преобладание темпоральности либо откровения в его этическом учении. Несмотря на обилие имевшейся в нашем распоряжении литературы, основное внимание мы всё же уделяли непосредственно текстам Бонхёффера, Для первой главы нашей диссертации наиболее важную роль сыграли студенческие проповеди и катехизические беседы Бонхёффера, его докторская диссертация «Sanctorum Communio» и барселонский доклад «Базовые вопросы христианской этики». Во время работы над второй главой диссертации мы опирались на докторскую диссертацию Бонхёффера «Sanctorum Communio». При написании третьей главы мы использовали, прежде всего фундаментальный труд немецкого богослова «Этика». Кроме текстов Бонхёффера, мы прибегали также и к трудам тех, кто оказал влияние на его богословское развитие или тех, кто становился объектом его критики: к книгам К. Барта «Послание к римлянам», «Слово Божие и теология» а также его брошюре «Богословское бытие сегодня!»; книге А. Гарнака «Сущность христианства»; статьям К. Холля о Мартине Лютере и посланию самого Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства». Методами исследования послужили анализ и синтез, сравнение, филологический метод (метод раскрытия сущности терминов). Работа состоит из введения, трёх глав, разбитых на восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Стремление к «социализации» христианства, восприятию Божественного начала в нем только через призму земного и человеческого приводит Бонхёффера, вслед за Гарнаком, к отвержению привычного для христианина деления сфер бытия на священную, Божественную и профанную, бытовую. И у Гарнака, и у Бонхёффера единая и неделимая Божественная реальность объемлет собою все стороны жизни. В результате библейская концепция греха, постулирующая разделение между миром людей и сферой Божественного, оказывается фактически упраздненной. Спасение, будучи по необходимости связано с учением о грехопадении, также претерпевает у Гарнака и Бонхёффера разительную метаморфозу по сравнению, например, с учением Лютера и символических книг: оно совершается на земле и во имя земли. Божественное Откровение для Бонхёффера принципиально должно быть конкретным, осязаемым, эмпиричным. Эта конкретность и осязаемость выражается прежде всего в том, что Откровение есть неотъемлемо социальное событие, возникающее в сообществе человеческих личностей. Его можно и нужно воспринимать через социальные отношения внутри церкви видимой. Таким образом, Откровение в учении Бонхёффера из Божественного делается «социальным», а Божественная природа Христа становится чем-то принципиально посюсторонним, земным. Оборотной стороной страстного желания Бонхёффера так толковать Откровение стала зависимость христианского Бога от земли, от внешних, тварных условий. Сама идея Бога у Бонхёффера раскрывается через понятия человеческой личности и их (личностей) общности. Подобная попытка есть, по сути, либеральное стремление подменить Бога человеческими понятиями: Богом называется То, что соединяет индивидуумов в личностном общении, грехом — то, что их общению препятствует. В такой постановке вопроса рассмотрение проблемы греха смещает акценты с традиционного этического смысла в пользу гносеологического, поскольку грех препятствует личностям познавать друг друга, обрекая человека на пребывание в состоянии этического солипсизма. Проблема же трансцендентности, напротив, из привычно гносеологической трансформируется Бонхёффером в «этическую». Традиционное понимание Божественной трансцендентности («Бог на небе») Бонхёффер критикует как ложное, метафизическое. Истинная же трансцендентность интерпретируется им в терминах и понятиях человеческого общества (таких как «межличностная», «этическая»): другой человек — в качестве этического субъекта в сообществе — является и формой присутствия Бога. В итоге парадоксальным образом Бог у Бонхёффера с неизбежностью входит в каждое межличностное общение, выполняя утилитарную роль Посредника. Представляется очевидным, что первостепенное внимание «либеральный» Бонхёффер и здесь уделяет человеку, а не Богу. Подводя итоги рассмотрению этических воззрений Дитриха Бонхёффера, стоит отметить основное и по сути неразрешимое противоречие, которое присуще современной протестантской теологии модернизма: с одной стороны, она отвечает на вызовы своего времени, в какой-то мере даже приспосабливаясь к нему посредством секулярно-этической интерпретации христианства, с другой – она колеблет традиционные догматические позиции христианства, размывает грань религиозного и этического, небесного и земного, что приводит в корне своем к элиминированию основ религиозной веры вообще. При рассмотрении нерелигиозной интерпретации христианства Бонхёффера, можно с уверенностью сказать, что такое христианство, которое не имеет религиозного культа, но которое настаивает на чистых человеческих отношениях без признания религиозных, или, напротив, которое рассматривает человеческие отношения в виде религиозных, сводится, по большому счету, к этике, а теология его обращается в своеобразное учение о любви к ближнему. В данном контексте, безусловно, можно сделать вывод, что теология Бонхёффера оказалась последующим развитием той либеральной традиции в протестантизме, основателем которой был Шлейермахер, и что стало переходным этапом на историческом пути к появлению современного протестантского теологического модернизма.
Читать дальше
1. Антропов В. В. Этика и религия в «Безрелигиозном христианстве» Дитриха Бонхёффера // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. М.: МГУ, 2005. № 6. С. 58‒72. 2. Барабанов Е. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера // Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. С. 3-19. 3. Барт К. Барменская декларация // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в. (Переводы). М.: Наука, 1994. С. 54-65. 4. Барт К. Послание к Римлянам / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. 5. Бонхёффер Д. Жить вместе. М.: Триада, 2000. С. 106. 6. Бонхёффер Д. Жизнь в христианском общении / Пер. с нем. П. Ласточкина и Г. Ивановой; ред. М. Козлова, изд. Евангелическое Лютеранское служение, 2003. 7. Бонхёффер Д. Проповеди. Толкования. Размышления. Т. 1. 1925‒1935; Т. 2. 1935‒1945 / Пер. с нем. О. Хмелёвской, А. Лукьянова. М.: ББИ, 2014. 8. Бонхёффер Д. Псалтирь – библейский молитвенник. О душепопечении / Пер. с нем. А. Лейцина, Р. Штубеницкая. М.: Центр Нарния, 2006. 9. Бонхёффер Д. Следуя Христу / Пер. с нем. А. Копейкина. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992 10. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. С. 200—202, 240—283. 11. Бонхёффер Д. Хождение вслед. М.: РГГУ, 2002. С. 55-162. 12. Бонхёффер Д. Этика / Пер. с нем. (Серия "Современное богословие"). 2-е изд. М.: Издательство ББИ, 2016. 13. Бровко Л. Н. Протестантизм и национал-социализм. // Берегиня.777.Сова, 2014. № 4 (23). С. 208-220. 14. Василенко Л. Либерализм // Краткий религиозно-философский словарь. М.: Истина и жизнь, 2000. С. 103. 15. Гараджа В. И. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М.: Знание, 1973. 16. Гараджа В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971. 17. Гарнак А. Сущность христианства. М.: Красанд, 2010. С. 5-70. 18. Исаев С. А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М.: Политиздат, 1991 19. Кырлежев А. Постсекулярная эпоха // Континент. 2004. № 120. URL: http://magazines.russ.ru/continent/2004/ 120/ (дата обращения: 03.10.2023) 20. Лебедев Д. Н. Дитрих Бонхёффер: очерк библиографии // Библия и христианская древность. 2020. № 2 (6). С. 167–188. 21. Лебедев Д. Н. Безрелигиозное христианство в сборнике писем Д. Бонхёффера «Widerstand und Ergebung». Диплом. работа. М.: ПСТГУ, 2019. 22. Лёв Ж., свящ. Великие учители молитвы. М.: Путь, 2002. С. 124—125. 23. Лилиенфельд Ф. Жизнь. Церковь. Наука и вера. М.: Индрик, 2004. . С. 234. 24. Людендорф Э. Тотальная война / Пер. с нем. А. В. Петров. Москва: Эксмо, 2015. 25. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Мартин Лютер. Избранные произведения / Пер. с нем. СПб.: Андреев и согласие, 1994. 26. МакГрат А. Введение в христианское богословие. URL: http://bibliaonline.narod.ru/M/tom26.html (дата обращения: 06.10.2023) 27. Метаксас Э. Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против Третьего Рейха / пер. с англ. Л. Б. Сумм. М.: Эксмо, 2012. 28. Минкина Н. Бонхёффер // Культурология. ХХ век. Энциклопедия: в 2 т. Спб.: Университетская книга, 1998. Т. 1. С. 88. 29. Минкина Н. А. Этическая направленность теологии Дитриха Бонхоффера. Дисс. Москва: МГУ, 1974. 30. Нырков А. свящ. Безрелигиозное христианство Дитриха Бонхёффера: психологический феномен? // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 5 (84). С. 20‒58. 31. Нырков А. свящ. Безрелигиозное христианство Дитриха Бонхёффера: секулярное и Божественное // Консультативная психология и психотерапия. 2016. № 5 (94). С. 11‒39. 32. Нырков А. свящ. Религия и человек в безрелигиозном христианстве Дитриха Бонхёффера // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5 (89). С. 11‒48. 33. Спиноза Б. Этика / Пер. Модестов В.И. Минск: Харвест, Москва: АСТ, 2001. 34. Супрыгина Г. Г. Дети Германии в прицеле пропаганды в годы Первой мировой войны // Тоталитаризм и тоталитарное сознание / под ред. В.С. Шутова. Томск: Кит, 2015. 35. Угринович Д. М. «Безрелигиозное христианство» Д. Бонхёффера и его продолжателей // Вопросы философии. 1968. № 2. С. 94‒102. 36. Уколов К. Переписка Карла Барта с Адольфом Гарнаком // Сравнительное богословие: немецкий протестантизм ХХ века. М.: ПСТГУ, 2009. С. 152-153. 37. Adolf von Harnack: Liberal Theology at its Height / ed. by M. Rumscheit. London: Collins, 1989. P. 11. 38. Barth K. Der Römerbrief (zweite Fassung). Zürich: Theologischer Verlag, 1922. 39. Berger P. Sociology and Ecclesiology // The Place of Bonhoeffer. N.Y.: Association Press, 1962. P. 64. 40. Bethge E. Dietrich Bonhoeffer, a Biography. Minneapolis: Fortress Press, 2000. P. 63—64. 41. Bethge E. Dietrich Bonhoeffer: Theologian, Christian, Contemporary. London: Collins, 1970. P. 4. 42. Bethge E. Eine Biographie. P. 97-198. 43. Bethge E. The Challenge of Dietrich Bonhoeffer's Life and Theology // World Come of Age. London: Collins, 1967. P. 32-55. 44. Bonhöffer D. Brief an Erwin Sutz. 24.7.1931. P. 19. 45. Bonhoeffer D. Christology. London: Collins, 1966. P. 109. 46. Bonhoeffer D. Ethik. Muenchen, 1992. P.220. 47. Bonhoeffer D. Ethics. London: SCM, 1955. P. 20. 48. Bonhöffer D. Grundfragen einer Christlichen Ethik. P 323-332. 49. Bonhoeffer D. Jesus Christus und vom Wesen des Christentum. 50. Bonhöffer D. Sanctorum Communio. Minneapolis: Fortress Press, 1998. P 22-145. 51. Bonhoeffer D. The Communiоn of Saints. P. 58. 52. Bonhoeffer D. Thy Kingdom Come // A Testament to Freedom / ed. by G. Kelly, N.Y.: Harper One, 1995. P. 90. 53. Bonhoeffer D. What Is a Christian Ethics? // A Testament to Freedom / ed. By G. Kelly. N.Y.: Harper One, 1995. P 351. 54. Godsey J. The Theology of Dietrich Bonhoeffer. Philadelphia: Westminster Press, 1960. P. 40. 55. Green C. Bonhoeffer: A Theology of Sociality. Grand Rapids: Eerdmans, 1999. 56. Green C. Dietrich Bonhoeffer's Letter to Mahatma Gandhi // The Journal of Ecclesiastical History, Vol. 72, № 1, January 2021. pp. 113 – 121. 57. Green C. Human Sociality and Christian Сommunity // Cambridge Сompanion to Dietrich Bonhoeffer. Сambridge: University Рress, 1999. P. 3-124. 58. Holl K. Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte, I: Luther. Tübingen: Verlag von J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1923. 59. Huntemann G. The Other Bonhoeffer: An Evangelical Reassessment of Dietrich Bonhoeffer. Grand Rapids: Baker Books, 1993. P. 128—129. 60. Kaltenborn C. Adolf von Harnack and Bonhoeffer // A Bonhoeffer Legacy: Essays in understanding / ed. by A.J. Klassen. Grand Rapids: Eerdmans, 1981. P. 48. 61. Kuhns W. In Pursuit of Dietrich Bonhoeffer. Ohio: Pflaum Press, 1967. P. 33. 62. Mar Paulose P. Encounter in Humanization: Insights for Christian Marxist Dialogue and Cooperation. Thiruvalla: Christava Sahitya Samithi, 2000. P. 182. 63. Mayer R. Christology: The Genuine Form of Transcendence // A Bonhoeffer Legacy: Essays in Understanding / ed. by A.J. Klassen. Grand Rapids: Eerdmans, 1981. P. 183. 64. Niebuhr R. The Nature and Destiny of Man. Louisville: Knox Press, 1996. V. I. P. 146. 65. Pangritz A. Karl Barth in der Theologie Dietrich Bonhoeffers. P.21. 66. Pfeifer H. The Form of Justification: On the Question of the Structure in Dietrich Bonhoeffer's Theology // A Bonhoeffer Legacy: Essays in Understanding /ed. by A.J. Klassen. Grand Rapids: Eerdmans, 1981. 67. Rauschenbusch W. A. Theology for the Social Gospel. URL: http://www.historytools.org/sources/Rauschenbusch.pdf 68. Rumscheit M. The Formation of Bonhoeffer's Тheology // The Cambridge Сompanion to Dietrich Bonhoeffer. Cambridge: University Press, 1999. P. 53. 69. Smith R. The New Man: Christianity and Man's Coming of Age. N.Y.: Harper & Row, 1956. P. 98 70. Weikart R. The Myth of Dietrich Bonhoeffer. San Francisco: Inernational Scholars Publications, 1997. P. 35-36.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Современные методы и приемы обучения англоязычной лексике учеников младших классов
Количество страниц:
35
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Разработка технологического процесса термической обработки изделия из стали марки 40
Количество страниц:
15
Оригинальность:
26%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Процессы и аппараты
курсовая работа
Первичное закрепление как важнейший этап формирования грамматического навыка в начальных классах
Количество страниц:
25
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Английский
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image