Введение…………………………………………………………………………...3
1. Жизнь и творчество В.А. Сухомлинского в контексте педагогической практики XX века.…….…………..………………………………………………5
2. Актуальность идей и опыта В.А.Сухомлинского…………………………...14
3. Здоровье и воспитание детей согласно учениям В.А.Сухомлинского...…...18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Читать дальше
Заключение
Творчество В.А. Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом, поскольку разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Новаторство педагогической мыли в трудах Сухомлинского заключается в создании системообразующего фактора, в основу которого легла, идя о нацеленности всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. При этом Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством, также отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями, отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.
В докторском докладе В.А. Сухомлинского в связи с проблемой воспитания всесторонне развитой личности получает раскрытие тема необходимости формирования высокой педагогической культуры семьи, основным методом формирования которой он считал проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца (беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей).
В.А. Сухомлинским был первым отечественным педагогом, обратившим внимание на проблему воспитания моральной зрелости как неотъемлемой составляющей воспитания всесторонне развитой личности интегрального личного качества. В это понятие он включал гражданственность, идейную стойкость, верность убеждениям, готовность их отстаивать, зрелость мысли.
Несмотря на то, что каждый новый день отделяет современного человека от того времени, в котором жил и работал В.А. Сухомлинский, его гуманистическая педагогика продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы, поскольку многие методики, и идеи автора очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей В.А. Сухомлинского.
Читать дальше
1. Богуславский М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания // Народное образование. – 2008. – №9. – С. 261–266.
2. Мухина М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского / М.И. Мухина. - М., 1994. – 140 с.
3. Родчанин Е. Г. Об идеалах В.А. Сухомлинского/ Е.Г. Родчанин, И.А. Зязюн - М., 1991. – 85 с.
4. Салтанов Е.Н. Школоцентристкая социально-педагогическая система В.А. Сухомлинского // Среднее профессиональное образование. – 2005. – №5. – С. 21–24.
5. Сухомлинский В. А. Письма к сыну / В.А. Сухомлинский - М., 1977. – 65 с.
6. Сухомлинский В. А. Верьте в человека / В.А. Сухомлинский. - М., 1960. – 42 с.
7. Сухомлинский В. А. Воспитание личности в советской школе/ В.А. Сухомлинский. - К., 1965. – 150 с.
8. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. -М., 1961. – 68 с.
9. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем... / В.А. Сухомлинский. - М., 1986. – 58 с.
10. Сухомлинский В. А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М., 1979. – 185 с.
11. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // В.А. Сухомлинский. - М., 1999. – 240 с.
12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1974. – 48 с.
13. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В.А. Сухомлинский. - М: Просвещение, 1979. – 393 с.
14. Сухомлинский В.А. Школа и природа // Педагогика. – 2007. – №8. – С. 28-37.
15. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская. - М., 1996.
Читать дальше