ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МОТИВАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Мотивация как важный компонент образовательного процесса 10
1.3. Теоретические подходы к изучению влияния мотивации на познавательное развитие 15
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 24
2.1. Методология и анализ данных 24
2.2. Практические рекомендации по стимуляции познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 29
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Читать дальше
Педагогическая психология представляет собой одну из важнейших областей психологических наук, посвященных изучению развития детей и образовательного процесса. В рамках этой области занимаются анализом и пониманием факторов, влияющих на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Один из ключевых факторов, оказывающих влияние на это развитие, является мотивация.
Актуальность выбранной темы обусловлена не только широким интересом к проблемам психолого-педагогической сопровождения детей старшего дошкольного возраста, но и необходимостью повышения эффективности образовательных процессов в дошкольных учреждениях. Развитие познавательных функций и способностей является важным этапом в структуре образовательного процесса, и его успешность напрямую зависит от мотивации детей. Эта проблема актуальна для педагогов, психологов и родителей, которые заботятся о качестве образования и развитии детей.
Целью данной курсовой работы является исследование влияния мотивации на развитие познавательных функций и способностей детей старшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, включая внимание, память, мышление и воображение.
2. Определить понятие мотивации и ее виды в педагогической психологии.
3. Рассмотреть роль мотивации в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать исторический обзор исследований в области мотивации и познавательного развития.
5. Изучить современные теоретические концепции влияния мотивационного фактора на развитие познавательных функций у детей.
6. Описать методологию исследования, сформулировать гипотезы и задачи эксперимента, а также определить выборку и методы сбора данных.
7. Провести анализ полученных данных, их обработку и интерпретацию.
8. Предложить практические рекомендации по стимуляции познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием мотивационных стратегий.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, а предметом исследования – влияние мотивационного фактора на развитие их познавательных функций и способностей.
Для проведения исследования использовались различные методы анализа и сбора данных, включая литературный анализ, экспериментальные методы, анкетирование и наблюдение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе «Теоретическая часть» мы рассмотрим особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, определим понятие мотивации, рассмотрим виды мотивации и изучим теоретические подходы к изучению влияния мотивации на развитие познавательных функций. Во второй главе «Практическая (экспериментальная) часть» описана методология исследования, проведен анализ данных и предложены практические рекомендации для стимуляции познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Боярская, А.В. Роль игровых методик в развитии познавательной активности детей / А.В. Боярская // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 54-60.
2. Воронцова, А.В. Стратегии мотивации в современном дошкольном образовании / А.В. Воронцова // Научный диалог. – 2017. – № 8. – С. 56-64.
3. Гордеева, Т.О. Психология мотивации успеха / Т.О. Гордеева. – М.: Юрайт, 2020. – С. 110-128.
4. Гусева, И.О. Методы и приемы активизации познавательного интереса детей / И.О. Гусева // Вопросы психологии. – 2022. – № 1. – С. 80-87.
5. Дцялева, М.С. Внутренняя мотивация как основа обучения младших школьников / М.С. Дцялева // Психология обучения. – 2017. – № 5. – С. 12-17.
6. Дьяченко, О.И. Развитие познавательной активности младших школьников / О.И. Дьяченко // Школьные технологии. – 2020. – № 5. – С. 32-39.
7. Исаева, Е.Р. Методы активизации познавательной деятельности в детском саду / Е.Р. Исаева // Дошкольное образование. – 2021. – № 2. – С. 23-30.
8. Каспржак, А.Г. Особенности мотивации в дошкольном возрасте / А.Г. Каспржак // Психологическая наука и образование. – 2020. – № 1. – С. 15-23.
9. Корнеева, Е.А. Педагогика и психология дошкольного образования / Е.А. Корнеева. – СПб.: Питер, 2018. – С. 100-120.
10. Кравцова, Е.Е. Психология развития ребенка в дошкольном возрасте / Е.Е. Кравцова. – М.: Академия, 2019. – С. 80-95.
11. Леонтьев, Д.А. Психология мотивации / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. – С. 210-235.
12. Макаренко, С.И. Современные тенденции развития мотивации к обучению у детей дошкольного возраста / С.И. Макаренко // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 3. – С. 40-47.
13. Малых, С.Б. Психология мотивации и эмоций / С.Б. Малых. – М.: Просвещение, 2018. – С. 134-150.
14. Николаева, С.Ю. Педагогическая технология стимулирования интереса к познанию у дошкольников / С.Ю. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 5. – С. 15-20.
15. Петровская, А.А. Мотивационные аспекты педагогической деятельности / А.А. Петровская // Педагогическая психология. – 2021. – № 3. – С. 70-76.
16. Савельева, О.Ю. Внедрение мотивационных стратегий в дошкольное образование / О.Ю. Савельева // Исследования в образовании. – 2022. – № 2. – С. 42-48.
17. Сергеева, О.Н. Методы стимуляции мотивации к обучению в дошкольном возрасте / О.Н. Сергеева // Вестник педагогических наук. – 2019. – № 2. – С. 33-37.
18. Соловьева, О.И. Игровые технологии в обучении: педагогический аспект / О.И. Соловьева // Образование и наука. – 2017. – № 4. – С. 45-51.
19. Федорова, О.С. Родительская мотивация в воспитании детей дошкольного возраста / О.С. Федорова // Родитель и школа. – 2018. – № 6. – С. 45-49.
20. Чуднова, А.Б. Познавательная активность как основа успешного обучения / А.Б. Чуднова // Образование и наука. – 2017. – № 2. – С. 37-43.
Читать дальше