ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВЫХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ ДОУ 5
1.1. Социально-средовые условия как фактор личностного развития дошкольника в образовательных средах ДОУ 5
1.2. Особенности личностного развития и особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения 8
Выводы по первой главе 11
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ДОУ 12
2.1. Особые требования к социально-средовым условиям личностного развития дошкольников с нарушением зрения в ДОУ 12
2.2. Разработка рекомендаций по созданию социально-средовых условий для дошкольников с нарушением зрения 15
Выводы по второй главе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Читать дальше
В заключении курсовой работы «Требования к социально-средовым условиям развития дошкольников с нарушением зрения» я хочу подвести итоги проведенного исследования и сделать обобщенные выводы.
Целью данной курсовой работы было рассмотреть влияние социально-средовых условий на развитие дошкольников с нарушением зрения в образовательных средах ДОУ. Я могу заключить, что цель исследования была достигнута, так как в ходе работы были рассмотрены различные аспекты влияния социальных условий на развитие детей с нарушениями зрения.
Начальная гипотеза о том, что социально-средовые условия играют важную роль в развитии дошкольников с нарушением зрения, подтвердилась в ходе исследования. Качество социальной среды, доступность адаптированных ресурсов и специализированные методики обучения существенно влияют на успешное развитие этих детей. Исследование позволило сделать следующие обобщенные выводы:
1. Социально-средовые условия играют решающую роль в развитии дошкольников с нарушениями зрения в образовательных средах ДОУ.
2. Инклюзивная среда, специализированные методики обучения и индивидуальный подход к каждому ребенку с нарушением зрения существенно способствуют их успешному образованию и социализации.
3. Для достижения лучших результатов в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения требуется сотрудничество педагогов, специалистов и родителей, а также обеспечение доступности адаптированных образовательных ресурсов.
На основе проведенного исследования можно предложить следующие направления для дальнейших исследований:
1. Исследование эффективности конкретных методик обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ.
2. Анализ воздействия психологической поддержки и работы с родителями на развитие детей с нарушениями зрения.
3. Исследование опыта других стран в области инклюзивного образования детей с нарушениями зрения и возможности применения этого опыта в российских условиях.
Курсовая работа подчеркивает важность создания поддерживающей и инклюзивной образовательной среды для детей с нарушениями зрения в дошкольных образовательных учреждениях. Работа также указывает на необходимость дальнейших исследований и совершенствования практической работы с такими детьми.
Читать дальше
1. Горбунова И. Б., Говорова А. А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №. 12. – С. 470-477.
2. Грицишина Н. А., Гурьева Л. В. Способы обучения слепых и слабовидящих иностранному языку с применением игровых технологий // Альманах современной науки и образования. – 2011. – №. 4. – С. 124-127.
3. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями //Образование в Кировской области. – 2016. – №. 1. – С. 20-27.
4. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Дружинин В. В. Музыкальное воспитание дошкольников с ОВЗ как условие их компенсаторного развития // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №. 6 (85). – С. 25-28.
5. Егоров П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №. 3. – С. 107-112.
6. Крышталь О. В. Развитие тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения посредством работы с природным материалом // Инновационные технологии специального образования как ресурс инклюзивного образования. – 2019. – С. 180-183.
7. Махкамов Г. М., Рузматов Р. Я. Педагогические и психологические проблемы обучения детей с нарушениями зрения // Наука и мир. – 2020. – Т. 2. – №. 4. – С. 84-86.
8. Медведева Е. А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: дис. д-ра псих. наук // Нижний Новгород.: Арт-пресс. – 2007.
9. Нарциссова С. Ю., Киселева А. И. Коррекционная педагогика. – 2018.
10. Орусбаева Т. А. Об особенностях развития ребенка с нарушением зрения // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – №. 19 (61). – С. 80-83.
11. Плаксина Л. И., Дружинина Л. А., Осипова Л. Б. Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения. – 2021.
12. Поздеева В. И. Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида // Архангельский областной институт открытого образования. – 2018.
13. Саликова Ю. Г., Лебеденко И. Ю. Инновационные технологии обучения детей с нарушениями зрения // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2017. – №. 1-1. – С. 156-158.
14. Семаго Н. Я. и др. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15. – №. 1. – С. 4-14.
15. Солнцева Л. И., Денискина В. З. Психология воспитания детей с нарушением зрения // М.: Налоговый вестник. – 2004.
16. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учеб. пособие. – 2013.
17. Суханова В. Г. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – ООО Мозаика-Синтез, 2016. – №. 5. – С. 922-923.
18. Тараканова В. В., Коблова С. А., Лысенко Н. А. Воспитание и обучение детей с нарушением зрения // Russian Journal of Education and Psychology. – 2010. – №. 3. – С. 57-60.
19. Тишкова А. С. Методы арт-терапии в процессе социально-психологической адаптации детей с нарушением зрения. – 2020.
20. Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие. – Москва: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004.
21. ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 05.11.2023).
22. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Л. В. Фомичева. – «КАРО», 2007.
Читать дальше