ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психологические аспекты страхов в старшем дошкольном возрасте 5
1.2. Исторический обзор методов коррекции детских страхов 12
1.3. Современные тенденции и подходы в коррекции страхов у дошкольников 21
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ 31
2.1. Методология и организация экспериментального исследования 31
2.2. Анализ и обработка полученных данных 37
2.3. Оценка эффективности методов коррекции страхов у дошкольников 44
Выводы по второй главе 47
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАКТИК КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48
3.1. Разработка и интеграция комплексных программ коррекции страхов в образовательный процесс 48
3.2. Оценка эффективности и предложения по усовершенствованию методов коррекции страхов 50
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Читать дальше
В ходе данной дипломной работы было проведено комплексное исследование, направленное на коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста. Основной целью исследования была разработка, внедрение и оценка эффективности интегрированных методов коррекции, включая игровую терапию, арт-терапию и когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), в образовательный процесс дошкольных учреждений.
Цель исследования была достигнута: разработанные и внедренные программы показали свою эффективность в снижении уровня страха и тревожности у дошкольников. Улучшение навыков социального взаимодействия и эмоционального выражения детей также было достигнуто. Рабочая гипотеза, предполагающая, что интеграция различных методов коррекции страхов принесет более значимые результаты, чем использование одного метода, подтвердилась. Комбинация разных подходов обеспечила глубокое и всестороннее воздействие на эмоциональное состояние и поведение детей.
Рекомендации для дальнейших исследований:
1. Долгосрочное изучение эффективности программ. Необходимо проведение долгосрочных исследований для оценки устойчивости результатов коррекции страхов и влияния программ на последующее развитие детей.
2. Изучение влияния индивидуальных особенностей детей. Важно углубленно исследовать, как индивидуальные характеристики детей, такие как личностные качества, семейный фон и воспитательная среда, влияют на эффективность различных методов коррекции страхов.
В заключение, исследование показало значимость и необходимость комплексного подхода в коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Разработанные программы не только достигли поставленной цели, но и открыли новые перспективы для дальнейших исследований и практического применения в области дошкольного образования и детской психологии.
Читать дальше
1. Баранова, Л.И. Коррекция страхов у детей: сравнительный анализ методов / Л.И. Баранова // Практическая психология. – 2019. – № 3. – С. 12-24.
2. Беляева, О.В. Коррекция страхов у дошкольников: опыт педагогической практики / О.В. Беляева // Практическая психология. – 2022. – № 1. – С. 45-56.
3. Гаврилова, Т.М. Инновационные методики коррекции страхов у дошкольников / Т.М. Гаврилова // Новые образовательные технологии. – 2020. – № 3. – С. 45-56.
4. Голубев, А.П. Психологическая поддержка детей с страхами в дошкольных учреждениях: опыт и перспективы / А.П. Голубев // Психологическая помощь детям. – 2021. – № 1. – С. 56-67.
5. Горбунова, О.С. Эффективность интегрированных методов коррекции страхов у детей / О.С. Горбунова // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 3. – С. 87-95.
6. Гусева, М.А. Психологическая поддержка детей с страхами в контексте современной педагогики / М.А. Гусева // Современное образование. – 2023. – № 4. – С. 34-45.
7. Давыдов, Д.А. Игровая терапия в дошкольном образовании / Д.А. Давыдов // Психология образования. – 2019. – № 2. – С. 45-58.
8. Жукова, М.И. Роль родителей в коррекции страхов у детей / М.И. Жукова // Семейная психология. – 2020. – № 1. – С. 56-67.
9. Журавлев, П.С. Влияние арт-терапии на эмоциональное состояние детей / П.С. Журавлев // Арт-психология. – 2021. – № 2. – С. 78-89.
10. Завгородняя, М.А. Воздействие арт-терапии на эмоциональное состояние детей / М.А. Завгородняя // Арт-психология. – 2020. – № 3. – С. 34-45.
11. Иванов, А.Н. Когнитивно-поведенческая терапия страхов у детей / А.Н. Иванов. – СПб.: Питер, 2018. – 180 с.
12. Козлов, В.С. Эффективность применения интегрированных методов коррекции страхов у дошкольников / В.С. Козлов // Инновации в образовании. – 2022. – № 4. – С. 78-89.
13. Королев, А.А. Психологические аспекты страхов у дошкольников: исследование и практические рекомендации / А.А. Королев // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 1. – С. 67-78.
14. Красильников, В.Г. Психологическая диагностика и коррекция страхов у дошкольников / В.Г. Красильников. – М.: Когито-Центр, 2022. – 220 с.
15. Кузнецова, О.И. Исследование воздействия страхов на обучение и развитие детей / О.И. Кузнецова // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 45-57.
16. Лазарев, Г.И. Педагогический аспект коррекции страхов и тревожности у дошкольников / Г.И. Лазарев. – М.: Просвещение, 2020. – 192 с.
17. Лебедев, С.И. Социальные аспекты страхов у дошкольников: исследование и практические рекомендации / С.И. Лебедев. – СПб.: Речь, 2021. – 160 с.
18. Михайлова, Е.В. Психологическая готовность родителей к коррекции страхов у детей / Е.В. Михайлова // Семейная психология. – 2022. – № 2. – С. 23-35.
19. Морозов, Д.В. Инновационные подходы в коррекции страхов у дошкольников / Д.В. Морозов // Инновации в образовании. – 2022. – № 1. – С. 67-78.
20. Николаева, Т.А. Психологическая готовность детей к школе и ее влияние на страхи и тревожность / Т.А. Николаева // Школьная психология. – 2023. – № 2. – С. 34-45.
21. Павлова, Е.А. Психологическая поддержка детей с выраженными страхами в дошкольном образовании / Е.А. Павлова // Педагогическая психология. – 2018. – № 5. – С. 23-35.
22. Перова, Н.В. Педагогический опыт коррекции страхов и тревожности в дошкольных учреждениях / Н.В. Перова // Педагогическая психология. – 2018. – № 2. – С. 34-45.
23. Петрова, Е.В. Арт-терапия как метод коррекции эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста / Е.В. Петрова // Детская психология. – 2021. – № 4. – С. 21-30.
24. Поляков, Г.Н. Интеграция методов коррекции страхов в образовательный процесс: опыт и перспективы / Г.Н. Поляков // Интегративная педагогика. – 2018. – № 4. – С. 34-45.
25. Попова, Л.Н. Эмоциональное развитие детей и методы коррекции страхов в дошкольном образовании / Л.Н. Попова. – М.: Педагогическое общество, 2023. – 240 с.
Читать дальше