ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 6 1.1. Понятие о связной монологической речи в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Особенности развития связной монологической речи у детей в норме и с общим недоразвитием речи 12 1.3. Детская художественная литература как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи 16 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 18 2.1. Выявление уровня сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи (констатирующий этап исследования) 18 2.2. Программа развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с детской художественной литературой 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с детской художественной литературой

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
71% уникальность
2023 год
5 просмотров
Линник А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 6 1.1. Понятие о связной монологической речи в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Особенности развития связной монологической речи у детей в норме и с общим недоразвитием речи 12 1.3. Детская художественная литература как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи 16 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 18 2.1. Выявление уровня сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи (констатирующий этап исследования) 18 2.2. Программа развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с детской художественной литературой 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Читать дальше
Актуальность работы заключается в том, что психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготский, А.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по экономическому анализу. Вы находитесь на нужном сайте! У нас работают настоящие мастера по написанию курсовых работ.


.А. Леонтьев и др. [5, 21]. В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы, связанные с речевым развитием детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: К.В. Воробьева Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина С.Н. Шаховская и др. Старшие дошкольники испытывают определенные трудности в связном высказывании, которые часто сопровождаются поиском необходимых языковых средств. У детей еще нет умений и навыков связно выражать свои мысли. Поэтому для них характерна замена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также многократные повторы слов и отдельных предложений. Особенности построения высказываний, характерные для детей с общим недоразвитием речи, являются результатом трудностей планирования и разработки речевого сообщения. Подобная постановка речи свидетельствует о большом количестве ошибок в грамматическом оформлении сообщения (Р.И. Лалаева) [19]. Чем больше его объем, тем чаще встречаются различные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизма являются: пропуск или избыточность членов-продолжений, ошибки в управлении и координации, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в употреблении временных глаголов, трудности в словообразованиях и формах, ошибки в образовании служебных слов. высказывание. Таким образом, тема курсовой работы: «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием в процессе ознакомления с детской художественной литературой» является актуальной. Объект работы: связная речь дошкольников с ОНР. Предмет работы: особенности связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с детской художественной литературой. Цель работы - изучить и проанализировать особенности связной монологической речи дошкольников с ОНР при ознакомлении с детской художественной литературой. Гипотеза исследования: ограниченный словарный запас, отставание в освоении грамматического строя родного языка затрудняют развитие связной речи, что затрудняет переход от диалогической формы речи к монологической. В соответствии с целью были поставлены задачи: 1. Рассмотреть основные подходы к изучению связной монологической речи в работах отечественных исследователей. 2. Исследовать основные механизмы формирования связного высказывания. 3. Охарактеризовать особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР. 4. Экспериментально исследовать монологическую речь дошкольников с ОНР при ознакомлении с детской художественной литературой. 5. Разработать систему формирующего эксперимента и методические рекомендации по коррекции связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР. Методологической основой исследования послужили положения о единстве мышления и речи, взаимосвязи языка и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия), теории речевой деятельности (Т.В. Ахутина, И.А. Зимная, А.А. Леонтьев и др., проблемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что дополнены научные сведения об общих и специфических закономерностях речевого развития дошкольников в условиях нормального и нарушенного онтогенеза. Расширено теоретическое представление о типологических особенностях развития связной речи дошкольников с ОНР. Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты по развитию связной монологической речи могут быть использованы в коррекционно-воспитательном процессе дошкольных учреждений. Научная новизна исследования: исследование заключается в том, что развитие связной монологической речи у дошкольников с ОНР рассматривается как самостоятельная исследовательская задача. Исследование проводилось в три этапа. Поэтапный первый этап – выбор и понимание темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, формулировка гипотезы. Второй этап экспериментальный – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы. Третий этап – окончательное обобщение (теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов).

Читать дальше
После изучения психолого-педагогической литературы установлено, что связная речь представляет собой самостоятельный вид речемыслительной деятельности и выступает как средство получения знаний и средство контроля этих знаний. Многие специалисты (В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская) отмечают, что у детей с ОНР недостаточно формируется связная речь, и говорят о значении ее развития для формирования речевой системы в целом. В связи с этим нам представлялось актуальным изучение связной речи у детей с ОНР. Для достижения поставленной цели был проведен анализ основных литературных источников по проблеме исследования, изучено развитие связной речи, представлены особенности речевого развития детей с ОНР, особенности развития связной речи у детей. Проанализирована данная категория детей и основные этапы работы с детьми с ОНР III уровня. В соответствии с целью работы было проведено экспериментальное исследование уровня развития связной речи и ее особенностей у дошкольников с III уровнем ОНР. В основу исследования легла методика, предложенная В.П. Глухов. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показали, что связная речь детей с III уровнем ОНР качественно отличается от связной речи детей с нормальным развитием. В их высказываниях имеются нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические трудности. На основании данных, полученных при изучении связной речи этой группы детей, сделан вывод о необходимости проведения целенаправленного обучения повышению уровня развития связной речи посредством детской художественной литературы. Подводя итоги экспериментальной работы, было отмечено, что при системном подходе к обучению, использовании наглядности, различных, взаимодополняющих приемов, видов и форм обучения, с дополнительным использованием художественной литературы, с учетом особенностей речи и познавательном развитии детей с ОНР получен хороший результат. Контрольное исследование уровня развития связной речи показало качественные улучшения связной монологической речи детей, принимавших участие в целевом обучении. Высказывания детей экспериментальной группы стали более содержательными, дети научились раскрывать тему, стали использовать в своей речи различные способы общения и лексические средства, речь детей стала более выразительной и эмоциональной. Можно сделать вывод, что цель достигнута. Система работы с использованием художественной литературы повысила уровень развития связной речи старших дошкольников с ОНР - выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Читать дальше
1. Алексеева Е.Ю. Диагностика психологической базы речи у детей дошкольного возраста. Статья. – Челябинск: Наука и образование, 2021. – 4 с. 2. Астахова О.С., Борисова Е.А. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе подготовки к школьному обучению. – Москва: Обучение и воспитание: методики и практика, 2022. - 108-111 с. 3. Бенилова С. Ю., Давидович Л. А., Микляева Н. В. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). – Москва: Парадигма, 2022. - 635 c. 4. Смирнова Л.М., Овчинников С.Н. Большая книга логопедических игр: Играем со звуками, словами и фразами. – Москва: Издательства: АСТ, Астрель, 2020. – 192 с. 5. Варенова Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями. – Москва: Наука и образование, 2022. - 272 c. 6. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб.: Издательство Лань, 2021. - 654 с. 7. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. – Москва: «Педагогическая помощь» Академия, 2020. - 240 c. 8. Карнаухова Я.Б. Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи./ Специальное образование. – Москва: Наука и образование, 2019. - С. 48-51. 9. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. – Москва: Логопедия, 2020. - 304 c. 10. Коняева Н. П., Никандрова Т. С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. – Москва: Нарушение речи, 2020. - 200 c. 11. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии / под ред. В. Секачева. – Москва: Логопедия, 2019. - 184 c. 12. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. – Москва: Роспедагентство, 2019.- 268 с. 13. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики. – Москва: Наука и образование, 2018. - 264 c. 14. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – Москва: Издательство «Флинта», МПСИ, 2020. - 376 c. 15. Никуленко Т. Г., Самыгин С. И. Коррекционная педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Москва: Издательство Феникс, МарТ, 2020. - 192 c. 16. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования на 2023-2024 гг. / под ред. А.А. Плешакова – Москва: Наука и образование, 2022. – 139 с. 17. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – Москва: Наука и образование, 2021. – 144 с. 18. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2021. - 576 с. 19. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. – Москва: Издательство Владос, 2020. - 320 c. 20. Специальная семейная педагогика. – Москва: Издательство Владос, 2021. - 360 c. 21. Хитрюк В. В. Основы дефектологии. – Москва: Издательство Гревцова, 2020. - 280 c. 22. Ченская Ж. В. Организация занятий в керамической мастерской. –Москва: Наука и образование, 2018. - С. 49-52.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Основные направления общественной PR-деятельности по поддержке отечественного товаропроизводителя
Количество страниц:
50
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
Организация экскурсионного туризма в г. Омске
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Управление денежными средствами на предприятии
Количество страниц:
30
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image