ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Особенности учебной деятельности в начальной школе 5
1.2 Характеристика и классификация универсальных учебных действий 7
1.3 Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в условиях инклюзивного образования как педагогическая проблема 9
Выводы по первой главе 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГРУППОВОЙ И ПАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
2.1 Организация и методы исследования 12
2.2 Результаты исследования 17
Выводы по второй главе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Читать дальше
Термин «универсальные учебные действия» определяют как совокупность способов действий ученика, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение универсальными учебными действиями открывает ученикам возможность ориентироваться как в разных предметных отраслях, так и в структуре самой учебной деятельности, включая осознание учениками ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Необходимость формирования УУД в обосновывается следующим: УУД обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; УУД создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Групповая и парная формы работы являются одним из средств формирования УУД, поскольку повышается учебная и познавательная мотивация, у детей формируется умение сотрудничать, они учатся слышать и слушать собеседника. Снижается уровень тревожности учащихся, боязнь оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивают своё мнение. Дети начинают понимать, где и как они смогут применить знания и умения, полученные на уроках. Улучшается психологический климат в классе, ребята учатся общаться между собой, с учителями, развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Читать дальше
1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С.В. Алехина, // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. – №1. – С.5–16.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. – Просвещение, 2015. – 160 с.
3. Афанасьева Е. А. Проектирование образовательной среды в условиях реализации инклюзивной практики / Е.А. Афанасьева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — № 1. — С. 14–17.
4. Блинов Л.В.. Развитие личностных универсальных учебных действий в контексте социальной компетентности младших школьников / Л.В. Блинов, Тютюсова Е.В // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 287-289.
5. Бурыгина Т.Е. Инклюзивное образование детей-инвалидов в условиях традиционной школы / Т. Е. Бурыгина // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2015. № 5. С. 38-55.
6. Дмитриев А.А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: учебное пособие / А. А. Дмитриев. – М.: ИИУ МГОУ, 2017. - 259 с.
7. Дубовская Н.А. Особенности учебной деятельности младших школьников в контексте ФГОС начального общего образования / Н.А. Дубовская // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. –2017. – № 2. – С. 146-151.
8. Дуда И.В. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в условиях инклюзивного образования: аксиологический аспект / И.В. Дуда // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т.9. – №2. – С. 74-77.
9. Килина И.В. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира / И.В. Килина // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. – С.109-113.
10. Кузеванова С. В. Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе / С. В. Кузеванова, Н. А. Гурьянова // Начальная школа. –2015. – № 1. – С. 11-14.
11. Лебединцев В.Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно-методическое пособие / В.Б. Лебединцев. – Москва, 2016. – 208 с.
12. Ликай И.В. Изучение и формирование коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности// «Молодой ученый». – 2019. – №48. – с. 305-307.
13. Попова Н.Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС / Н.Е. Попова, Е.В. Еремина, //Педагогическое образование в России. – 2015. – № 12. – с. 139-144.
14. Ракина Ю.А. Использование групповой и парной работы на уроке математики как средство развития самостоятельности обучающихся четвертых классов / Ю.А. Ракина, Т.А. Безусова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 47-52.
15. Субботкина М.И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда / М.И. Субботкина // Вестник Тамбовского университета.– 2015. – № 9. – С. 73-79.
16. Халтурина В. Е. Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / В. Е. Халтурина // Молодой ученый. – 2023. – № 24. – С. 421-423.
17. Хачиян К.А. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника / К.А. Хачиян, А.В. Переверзева // Вестник научных конференций. – 2016. – №7. – С. 118-119.
Читать дальше