Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 5
1.1 Современные вопросы развития системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации 5
1.2 Понятие системы и структуру федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации 11
1.3 Логика преобразований в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 22
2.1 Особенности системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации 22
2.2 Проблемы действующей системы и структуры федеральных органов исполнительной власти 27
2.3 Вопросы совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти 33
Заключение 39
Библиографический список 41
Читать дальше
Федеральные органы исполнительной власти России играют ключевую роль в обеспечении стабильности и эффективного управления страной.
Система федеральных органов исполнительной власти имеет несколько уровней и подразделений. К ним относятся следующие:
1. Федеральные министерства: это централизованные органы управления, отвечающие за разработку и реализацию государственной политики в конкретных областях. Примерами могут служить Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки, Министерство иностранных дел.
2. Федеральные службы: Административные органы, отвечающие за управление и контроль в конкретных областях, такие как Федеральная налоговая служба, Федеральная служба безопасности и Федеральная антимонопольная служба.
3. Федеральные учреждения: учреждения, занимающиеся предоставлением государственных услуг и реализацией правительственных программ. Примерами могут служить Федеральное управление по делам молодежи, Федеральное управление воздушного транспорта, Федеральное управление частного строительства.
Структура федеральных органов управления определяется Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов управления». Согласно этому Указу, существует три уровня федеральных органов власти:
1. Федеральные министерства и ведомства отвечают за выработку государственной политики и принятие нормативных актов по отдельным направлениям;
2. Федеральные службы и государственные учреждения: они отвечают за управление и контроль, а также за предоставление государственных услуг.
Региональные организации федеральных министерств, органов федеральной службы и федеральных государственных органов.
Важно отметить, что структура и состав федеральных органов исполнительной власти могут быть изменены по решению Президента РФ или Правительства РФ.
Организационная система федеральных органов исполнительной власти построена на принципах единства и разделения властей, что способствует сбалансированности и согласованности в работе государственных органов.
Структура федеральных органов исполнительной власти включает в себя несколько важных элементов.
Президент России как глава государства обладает высшей исполнительной властью. Президент формирует Правительство, определяет его состав и основные направления деятельности. По поручению президента исполнительную власть возглавляет премьер-министр.
Важную роль в системе исполнительной власти играет федеральное правительство. Федеральное правительство состоит из министерств, каждое из которых отвечает за определенную сферу деятельности. Это позволяет ему эффективно управлять различными сферами жизни общества, такими как экономика, социальная сфера, образование.
Федеральное правительство также сотрудничает с региональными и местными организациями, обеспечивая единство системы управления на разных уровнях. Это важно для решения проблем и задач, стоящих перед страной в целом, и обеспечения благосостояния граждан.
Поэтому институты и структуры федеральных органов управления в России создавались с учетом принципов эффективного управления и национальной стабильности. Федеральные органы исполнительной власти играют важную роль в обеспечении исполнения законов, защите интересов граждан, поддержании экономического и социального развития
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
5. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 08.08.2023) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
6. Письмо ФНС России от 07.05.2019 N СА-4-7/8614 «О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения»
7. Абрамович, С. В. Органы федеральной исполнительной власти РФ / С. В. Абрамович. // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 18-20
8. Бакурова Н.Н. Система федеральных органов исполнительной власти в России. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. - №6. – С. 81-86
9. Борисова, А. А. О некоторых вопросах совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти / А. А. Борисова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 17(51). – С. 6-8
10. Климашевская О. В. Проблемы действующей системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. – Власть. – 2022. - №1. – С. 98-102
11. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: Учебное и научно-практическое пособие / В.А. Козбаненко, Г.С. Гуревич. – М.: Изд-во ГУУ, 2002. – С. 125-126.
12. Куркина, Т. Ф. Структурная оптимизация и эффективность работы федеральных органов исполнительной власти / Т. Ф. Куркина // Академическая публицистика. – 2022. – № 12-1. – С. 198-204
13. Назаренко Т. А. Изменение системы и структуры органов федеральной исполнительной власти (2004—2017 годы) // Вестник Нижегородской правовой академии. - 2017. - № 14. - С. 28-31
14. Омарова Ш. Ш. Особенности системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации /, П. М. Сулейманова, М. Ш. Балатова, Х. Г. Ичалова // Научное обозрение: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. 2019. – С. 179-182
15. Перов С.В. Контрольно-надзорные и регуляторные функции федеральных органов исполнительной власти: проблемы разграничения в контексте административной реформы // Lex russica. - 2019. - № 2. - С. 69-80
16. Старилов Ю. Н. Система федеральных органов исполнительной власти: формирование в порядке транспарентного законотворчества или правительственных процедур? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». - 2016. - № 3. - С. 22-24
17. Старилов Ю.Н. Система ФОИВ: формирование в порядке транспарентного законотворчества или правительственных процедур. // Современные проблемы и стратегии законотворчества. – 2020. – №3. – С. 212-218
18. Степаненко, Ю. В. Логика преобразований в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти / Ю. В. Степаненко // Конституция Российской Федерации и современный правопорядок, 2019. – С. 53-59
19. Чернов С. Н. Административное право России: учебник. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. – 209 с.
20. Южаков В. Н., Талапина Э. В., Александров О. В., Тихомиров Ю. А., Добролюбов Е. И. Концепция федерального закона о государственном управлении в Российской Федерации. — М.: РАНХ и ГС при Президенте РФ, 2015. – 150 с.
Читать дальше