ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ: Ж.П. САРТР И ОЧЕРКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ И ФИЛОСОФИИ 5
1.1 Краткое представление Жана Поля Сартра и его влияния в литературе…………………………………………………………………………5
1.2 Основные характеристики экзистенциализма как философского течения 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛЕКСИКИ И СТИЛИСТИКИ СТРАХА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРИГИНАЛА И ПЕРЕВОДА 14
2.1 Сравнение использования лексики и стилистических приёмов в французском оригинале и в переводе 14
2.2 Анализ сопоставление страха в словах на языке оригинала (французском) и в переводе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
В ходе выполнения курсовой работы на тему концепта страха в романе Жана Поля Сартра "Стена" можно отметить следующие ключевые моменты:
Сартр представляет страх не просто как эмоциональное состояние, но как сложное и многоуровневое переживание, тесно связанное с экзистенциальными вопросами человеческого существования. Страх в "Стене" выступает как катализатор глубоких личных осознаний и моральных дилемм, подчеркивая его роль в осмыслении жизни и смерти, свободы и предопределения. Изучение жизни и творчества Сартра позволило оценить его вклад в литературу и философию. Его работы, отражающие экзистенциальные кризисы и моральные дилеммы, оказали значительное влияние на литературное течение XX века.
Понимание экзистенциализма как философского направления обеспечило фундамент для анализа темы страха в романе. Свобода выбора, бремя ответственности и изоляция личности являются ключевыми мотивами, которые помогли раскрыть глубину страха в творчестве Сартра.
Сартр использует уникальный стилистический подход для передачи страха. Его описание внутренних переживаний персонажей, их мыслей и чувств пронизано глубоким психологизмом и философскими размышлениями. Стиль написания придает тексту особую атмосферу напряженности и тревоги, что позволяет читателю эмпатично воспринимать переживания персонажей. Сравнение лексики и стилистики в оригинале и переводе показало, насколько важно точно передавать не только смысл, но и эмоциональный оттенок текста. Глубокий анализ языковых нюансов в описании страха выявил различия в восприятии и интерпретации этой эмоции в зависимости от культурного и языкового контекста.
Страх в романе тесно связан с экзистенциальными темами, характерными для творчества Сартра. Это отражение философских идей экзистенциализма, в частности, концепции о свободе выбора, отчужденности, бессмысленности бытия и неизбежности смерти. Страх в "Стене" является не только личным переживанием, но и отражением общечеловеческих тревог. Страх, представленный в романе, также является отражением исторического и культурного контекста времени, когда был написан роман. Элементы политической нестабильности, военных конфликтов и социальных перемен того времени накладывают свой отпечаток на интерпретацию страха в произведении.
Несмотря на свою ярко выраженную историческую и культурную специфику, тема страха в романе обладает универсальным характером. Она затрагивает фундаментальные аспекты человеческой природы и актуальна в любой эпохе.
В целом, "Стена" Сартра является глубоким и многогранным произведением, в котором концепт страха раскрывается во всей его сложности и многообразии, выходя за рамки простого эмоционального состояния и превращаясь в мощный инструмент философского и психологического анализа. Исследование концепта страха в романе "Стена" Жана Поля Сартра позволило глубже понять его философские и литературные идеи. Страх, изученный через призму экзистенциализма, выявился как центральный элемент, через который Сартр исследует человеческую природу, свободу и сущность бытия. Анализ лексики и стилистики в оригинале и переводе показал, что переводчику необходимо не только глубоко понимать исходный текст, но и уметь передавать его эмоциональное содержание, чтобы сохранить мощь и глубину первоначального произведения. Это исследование подтверждает значимость творчества Сартра и его влияние на современную литературу и философию.
Читать дальше
1. Злотникова, Т. С. Русская провинция в философском дискурсе: концептуализация метафоры [Текст] / Т. С. Злотникова и др. // Вопросы философии. – 2014. – № 12. – С. 127–136.
2. Камю А. Миф о Сизифе // Электронная библиотека MogNB [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mognb.ru/books/1368439-mif-o-sizife/read/page-64( дата обращения6 23.11.2023)
3. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/508/%D0%AD%D0%9A%D0%97%D0%98%D0%A1%D0%A2% D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%9C(дата обращения: 23.11.2023)
4. Кузьмина Т.А. Этическая мысль //Электронная библиотека РАН. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/em/em_10/7.pdf( дата обращения: 23.11.2023)
5. Кьеркегор С. Страх и трепет/ Пер. с дат. -Изд.2-е, дополненное и исправленное. -М.: Культурная революция, 2010. Электронный ресурс:https://imwerden.de/pdf/kierkegaard_strakh_i_trepet_2010__ocr.pdf( дата обращения: 23.11.2023)
6. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Электронная библиотека KNIGKY. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://knijky.ru/books/ekzistencializm-eto-gumanizm?page=1(дата обращения: 23.11.2023)
7. Сартр Ж.П. За закрытыми дверями // Электронная библиотека RuLit [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rulit.me/books/za-zakrytymi-dveryami-read-91098-10.html(дата обращения: 23.11.2023)
8. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж.П. Сартр ; пер. с фр., предисловие и примечания В. И. Колядко. – М.: Республика, 2000. – 639 с.
9. Сартр, Ж.П. Что такое литература [Текст] / Ж.П. Сартр ; пер. с фр. Н. И. Полторацкой. – СПб.: Алетейя, 2000. – 466 с.
10. La NausRe. Электронный ресурс: https://archive.org/details/lemur0000sart_q9z3/page/8/mode/1up( дата обращения: 23.11.2023)
11. Le Robert pour tous. – P., 1999. – P. 224.
12. Sartre, Jean-Paul. L'imagination. – P.: PUF, Sixième édition. – 163 p.
13. Sartre, Jean-Paul. What is literature [Text] / Jean-Paul Sartre; lane frоm fr. N.I. Poltoratskaya. – St. Petersburg: Aletheia, 2000. – 466 p.
Читать дальше