Уголовное право в области защиты вод, водных животных и растений с принятием УК РФ приблизилось к международным стандартам, но еще требует некоторых преобразований и совершенствования.
В целях приведения уголовного законодательства Российской Федерации в области защиты вод, водных животных и растений к международным стандартам необходимо принять меры по скорейшему присоединению Российской Федерации к Европейской конвенции о защите окружающей среды средствами уголовного права 1998 года.
Кроме того, необходимо создание специальной международной организации, уполномоченной заниматься исключительно вопросами экологических преступлений, и в частности, преступлений против вод, водных животных и растений.
Также существующие проблемы в расследовании уголовных дел данной категории находятся в прямой зависимости от уровня криминалистического обеспечения самого процесса расследования. В настоящее время отсутствует должное научно-методическое обеспечение, органы расследования не располагают рекомендациями по применению тактических средств, методов и приемов раскрытия и расследования данных преступлений.
По данным ГИАЦ МВД России в период с 2006 по 2012 год количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконной добычей водных животных и растений, возросло в 3 раза - с 6 608 в 2006 г. до 19 124 в 2012 г. Есть основания говорить о том, что официальная статистика не отражает всей глубины происходящих негативных процессов. Данные преступления обладают высокой латентностью. Изучение следственной и судебной практики позволило сделать вывод о недооценке правоприменителем высокой общественной опасности незаконной добычи водных биоресурсов.
Существующие проблемы в расследовании уголовных дел данной категории находятся в прямой зависимости от уровня криминалистического обеспечения самого процесса расследования.
В ходе исследования обобщены материалы опубликованной следственной и судебной практики, данные исследований других ученых по сходной проблематике.
В ходе решения задач работы были сформулированы следующие теоретические выводы и практические рекомендации.
Теоретические выводы:
выявлены недостатки, пробелы и коллизии в законодательстве, регламентирующем использование и охрану водных биоресурсов, и предложены пути их преодоления; определены основные направления совершенствования уголовно-правовых норм об ответственности за незаконную добычу водных биоресурсов, а также практики их применения;
определены элементы криминалистической характеристики незаконной добычи водных биоресурсов, а также типичные следственные ситуации, возникающие при расследовании, что позволило выработать программу действий следователя (дознавателя);
элементами криминалистической характеристики
преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов, обладающих наибольшей доказательственной информацией, являются: способ и обстановка совершения преступления, механизм следообразования, предмет преступного посягательства, а также особенности личности преступника, мотив и цель преступления.
в действующем законодательстве еще недостаточно регламентирована расследование преступлений связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов. Устранению этих недостатков способствует проводимая в России правовая реформа, в том числе и реформа системы МВД. Следует сказать о необходимости комплексного решения данной проблемы в кодифицированном акте - УПК РФ.
Практические рекомендации:
выработаны предложения по совершенствованию ст. 256 УПК РФ.
Статья 256 УК РФ, устанавливая ответственность за незаконную добычу водных растений, не раскрывает содержание данного деяния. В связи с этим предлагается определение объективной стороны незаконной добычи водных растений - это деяние, состоящее в нарушении правовых оснований промышленной добычи морской дикорастущей фауны без надлежащего разрешения, либо в запрещенные сроки, либо в недозволенных местах, либо с применением запрещенных орудий и способов. Аналогичное дополнение следует внести в диспозицию ст. 256 УК РФ.
Максимальное наказание, установленное за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ - 2 года лишения свободы, что не соответствует степени общественной опасности данного деяния. Помимо того, что незаконная добыча водных биоресурсов наносит невосполнимый вред экологии, она чаще всего совершается группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с использованием своего служебного положения. Санкция ч. 3 ст. 256 УК РФ не соответствуют степени общественной опасности рассматриваемых преступлений. В связи с этим максимальное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 256 УКРФ, необходимо увеличить до шести лет лишения свободы и тем самым перевести данное преступление в категорию тяжких.
Статью 256 УК следует дополнить частью четвертой, изложив ее в следующей редакции: «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:
а) с причинением ущерба в особо крупном размере, превышающем один миллион рублей;
б) в составе организованной преступной группы, -
наказывается лишением свободы на срок до шести лет».
Дополнить УК ст. 256.1, предусматривающей уголовную ответственность за заранее не обещанные приобретение, сбыт, хранение и перевозку водных биологических ресурсов, заведомо добытых преступным путем. Действующая ст. 175 УК не предусматривает наступление ответственности за хранение и перевозку заведомо добытого преступным путем имущества. А незаконно добытые водные биоресурсы хранятся и перевозятся из мест их добычи в краевой центр и далее по всей России воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Отсутствие такой нормы в законе позволяет перевозчикам уйти от уголовной ответственности. Поскольку их задерживают при перевозке либо хранении, то доказать заранее не обещанное приобретение порой невозможно.
Санкция, предусмотренная ст. 256.1 УК, должна быть жестче, чем по ст. 175 УК.
Статью 86 УПК РФ. Использование в доказывании фактических данных, полученных оперативно-розыскным путем изложить в следующей редакции:
Фактические данные, выявленные при соблюдении требований законодательства Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, могут являться доказательствами по уголовному делу при условии, если будут установлены посредством процессуальных источников, указанных в ч. 2 ст. 72 УПК РФ».
ввести в УПК РФ норму, регламентирующую понятие и формы деятельности следственно-оперативных групп. Положительные стороны работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба.
Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов причиняет невосполнимый и неисчислимый по своим масштабам вред окружающей среде, в совокупности с другими экологическими преступлениями представляя реальную угрозу экологической безопасности. Это делает необходимым уголовно-правовую охрану водных биоресурсов, а также совершенствование уголовного законодательства с учетом имеющихся проблем противодействия браконьерству.
Исторический опыт свидетельствует о том, что нормы об охране водных биоресурсов, существовавшие еще с древнейших времен, постоянно изменялись, однако говорить об их совершенстве пока рано. До сих пор остается неразрешенным вопрос о том, какой ущерб является крупным, какие способы истребления водных биологических ресурсов можно считать массовыми; отсутствует дифференциация ответственности в зависимости от размера ущерба, формы соучастия, опасности способов добычи; существуют проблемы определения предмета и квалификации незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов