ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 Теоретические основы исследования волевых качеств и мотивационной сферы подростков 6 1.2 Понятие о волевых качествах личности и их особенности в подростковом возрасте 6 1.2 Понятие и составляющие мотивационной сферы человека 10 Глава 2. Практическая работа по исследованию волевых качеств и мотивационной сферы подростков 19 2.1. Организация и методы исследования 19 2.2. Результаты исследования 20 Заключение 25 Список литературы 27 Приложение 29

Волевые качества личности и мотивационная сфера у подростков»

курсовая работа
Психология
25 страниц
67% уникальность
2023 год
5 просмотров
Пепелина О.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 Теоретические основы исследования волевых качеств и мотивационной сферы подростков 6 1.2 Понятие о волевых качествах личности и их особенности в подростковом возрасте 6 1.2 Понятие и составляющие мотивационной сферы человека 10 Глава 2. Практическая работа по исследованию волевых качеств и мотивационной сферы подростков 19 2.1. Организация и методы исследования 19 2.2. Результаты исследования 20 Заключение 25 Список литературы 27 Приложение 29
Читать дальше
Актуальность темы. Одной из актуальных проблем психологической науки является воспитание подростка всесторонне развитой личностью, способной к полноценной самореализации в современной действительности, стремящейся к совершенствованию и эффективному применению полученных знаний. Личности обучающегося отводится центральное место в исследованиях, определяющих направления реформирования системы образования. Волевые качества и мотивационная сфера в подростковом возрасте представляют исключительный интерес, как для психологов, так и для педагогов и родителей. По существу никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с подростком, невозможно без учета особенностей его волевых качеств и мотивации. За объективно одинаковыми действиями подростков могут стоять различные причины, иными словами, побудительные источники этих действий, их мотивация, могут быть абсолютно разными. Волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы.


Сделаем проект диплома и сам диплом быстро.


В свою очередь в отечественной психологии мотивационная сфера рассматривается, как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека (его поведения, деятельности), высшим уровнем которого является сознательно-волевой. Таким образом, именно волевая и мотивационная сфера представляют В такой ситуации большую проблему представляет собой потребность родителей и педагогов в создании условий для развития волевых и мотивационных качеств подростка. Актуальность вышеизложенного определила выбор темы исследования «Волевые качества личности и мотивационная сфера у подростков». Теоретико-методологическим основанием явились опубликованные научные труды таких авторов как Айгунова Б.К., Боброва К.В., Ковалева Е.М., Поляков Л.М., Сафонова Л.Д., Еникеева А.М., Тверитнев К.А., Рыспекова Э.Т. Тменова Д.Т. Цель исследования: выявить особенности волевых качеств и мотивационной сферы подростков. Объект исследования: личностные особенности подростков. Предмет исследования: волевые качества и мотивационная сфера подростков. Гипотеза: предполагается, что волевые качества и мотивационная сфера у подростков развиты не достаточно. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу. 2. Охарактеризовать понятие воля и волевые качества личности, выявить их особенности в подростковом возрасте. 3. Рассмотреть особенности мотивационной сферы личности на примере подростков. 4. Подобрать методики для исследования волевых качеств и мотивационной сферы подростков и провести диагностику. 5. Проанализировать полученные результаты исследования. Методы исследования – теоретические (анализ и обобщение литературы), эмпирические (тестирование). Методики исследования:  «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» (А. Мехрабиан).  Опросник «Волевые качества личности» для подростков (М.В. Чумаков). Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных психологами и учителями в работе с подростками и при разработке специальных программ по развитию волевых качеств и мотивационной сферы. Выборка. В исследовании приняли участие 25 подростков в возрасте 15-16 лет, в том числе 12 девочек-подростков и 13 мальчиков-подростков. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы волевых качеств и мотивационной сферы подростков, а также проведено практическое исследование. Волевые качества личности можно определить как сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, которые связаны с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. Ключевые волевые качества, определяющие поведение личности это целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. Согласно литературным данным, наиболее активным периодом развития волевых качеств у подростков является возраст от 13 до 14 лет. Кроме этого, согласно литературным данным, в подростковом возрасте отмечается высокий уровень развития таких волевых качеств, как настойчивость, самостоятельность, смелость. Волевая сфера подростка позволяет ему сознательно регулировать свое поведение и деятельность, что выражается в умении преодолевать внешние и внутренние препятствия при совершении целенаправленных поступков. Развитие волевых качеств можно представить следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. В структуру мотивационной сферы человека входят потребности, мотивы и цели личности, где потребности — это нужда человека в чем-то. В свою очередь, мотивами принято называть внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Цель же деятельности подразумевает образ того результата, к которому человек стремится, осуществляя ее. В основе мотивационной сферы лежит мотивация, которая представляет собой систему побудительных процессов, которые направлены на совершение каких-либо действий или деятельности для удовлетворения потребностей, желаний интересов и достижения целей. В психологии также можно встретить такое понятие как мотивации достижения успеха: мотивация достижения является стремлением к улучшению результатов, настойчивость в достижении своих целей, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться своего, во что бы то ни стало. Отличительной особенностью мотивационной сферы подростков можно назвать ее зависимость от мнения окружающих и их критики, потому что для подростков часто свойственно придавать большое значение тому, как они выглядят в глазах окружающих, что нередко служит мотивом той или иной стратегии их поведения в разных ситуациях. Подростки, для которых характерен высокий уровень развития мотивации, обычно добиваются больших результатов, что объясняется стремлением к преодолению трудностей и целеустремленностью, что имеет связь с развитием волевых качеств. Для изучения волевых качеств у подростков и их мотивационной сферы были подобраны две методики. Было опрошено 40 респондентов-подростков. Результаты обработки полученных результатов позволили сделать несколько выводов: – для большинства опрошенных подростков характерен мотив стремления к успеху; – у преобладающего числа подростков волевые качества имеют средний уровень развития; – наиболее высокие значения имеют такие волевые качества как энергичность и целеустремленность; данные испытуемые не нуждаются в постоянной психологической поддержке, стремятся самостоятельно принимать решения, обладают способностью противостоять мнению группы, если оно отличается от их мнения. Но при этом внимательность, ответственность, решительность и настойчивость у многих подростков на низком уровне. Таким образом, задачи решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Айгунова Б.К., Курганская Е.Г., Кобозева Л.В., Особенности самооценки и мотивации современных подростков // Материалы семнадцатой Всероссийской научно-практической конференции «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде».. – 2017. – С. 112-118 2. Боброва К.В. Мотивация достижения успеха у подростков // Народное образование. – 2019. – №2. с.208-211. 3. Галич Т.В., Маркина О.В. Коррекция самооценки у старших подростков // Перспективы науки. – 2022. – №8. – С. 135-137. 4. Еникеева А.М. Волевые качества подростка как один из факторов успешности при изучении английского языка // Матрица научного познания. –2021. – №2. – С. 214-217. 5. Ковалева Е.М. Мотивация поведения у подростков // Научный альманах. 2020. – №3. – С. 89-91. 6. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М.: ТЦ Сфера, 2018. –480 c. 7. Маеркина Е.В. Создание ситуации успеха с ориентацией на развитие мотивации достижения подростков Преемственность в образовании. –2018. –№ 19. – С. 142-146. 8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Москва. – 2015. - 249 с. 9. Поляков Л.М. Особенности проявлений мотивации подростка В сборнике: Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований // Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 67-76. 10. Пчелинцева Д.Г. Развитие волевых качеств на занятиях внеурочной деятельности как фактор становления личности подростков // Высшее образование сегодня. – 2022. – №1. – С. 84-88. 11. Рахмонова Д.З., Норматов А. Самооценка, самоконтроль как механизм самовоспитания подростков // Вестник Таджикского национального университета. – 2019. – №10. – С. 261-265. 12. Рыспекова Э.Т. Проявление эмоционально-волевой сферы подростка как основа регулирующего поведения // Вестник Кыргызского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. – 2022. – №3. – С. 137-141. 13. Савинова А.В., Стародубец О.Д. Взаимосвязь мотивации и самооценки личности подростков Аллея науки. – 2021. – Т.1. – №7. – С. 58-63. 14. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: электронный сборник статей по материалам XXXVIII студенческой международной науч.-практ. конф. – Новосибирск: АНС «СибАК», 2016. – №1(38). – С. 226-230. 15. Тверитнев К.А., Драндров Г.Л. Особенности развития волевой сферы у подростков, занимающихся самбо // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2019. – №2. – С. 216-222. 16. Тменова Д.Т., Пузырева А.Д. Взаимосвязь самооценки и мотивации достижения у подростка // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №35. – С. 1772-1775. 17. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М.: Педагогика, 2016. – 114с. 18. Хурум С.Х. Формирование мотивации достижения у подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2018. – №5. – с.205-209. 19. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высшей. учеб. заведений. М.: Прогресс, 2014. – 296 с. 20. Юсупов И.М. Педагогическая психология. Учебное пособие. Самара: СамаИКП-СНЦ РАН, 2015. – С.45-56.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Эмоциональный стресс и расстройства у детей младшего школьного возраста
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
реферат
Помощь семье и приемному ребенку в коррекции различных девиаций
Количество страниц:
20
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Социальная педагогика
реферат
Программа коррекции стилей взаимодействия на основе трансактного анализа
Количество страниц:
20
Оригинальность:
44%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image