Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессивности в подростковом возрасте 6 1.1 Понятие, концепции и механизмы агрессивности в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Особенности и причины агрессивного поведения в подростковом возрасте 15 Глава 2.Исследование, направленное на изучение особенностей агрессивности в подростковом возрасте и его профилактика 25 2.1 Диагностика агрессивного поведения старших подростков 25 2.2 Содержание и ход реализации программы психолого-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения 31 Заключение 45 Список литературы 47

Агрессивность в подростковом возрасте

курсовая работа
Психология
50 страниц
58% уникальность
2023 год
34 просмотров
Бурак Е.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессивности в подростковом возрасте 6 1.1 Понятие, концепции и механизмы агрессивности в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Особенности и причины агрессивного поведения в подростковом возрасте 15 Глава 2.Исследование, направленное на изучение особенностей агрессивности в подростковом возрасте и его профилактика 25 2.1 Диагностика агрессивного поведения старших подростков 25 2.2 Содержание и ход реализации программы психолого-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения 31 Заключение 45 Список литературы 47
Читать дальше
Вопрос о подростковой агрессивности является важной составляющей более общей проблемы агрессивности в современном мире. Агрессивность понимается в психологии как относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна детерминировать общую тенденцию поведения.


На нашем сайте вы можете заказать курсовую работу по макроэкономике. Курсовая работа будет написана быстро и качественно. % оригинальности и квалификацию автора вы можете выбрать сами, для этого нужно заполнить форму заказа.


При этом важно понимать, что агрессивность – это сложное и неоднозначное явление, имеющее как негативную, так и положительную коннотации. Определенная мера агрессии является важной составляющей общей активации организма, условием успешной конкуренции, а в некоторых случаях и выживаемости. Многообразие причин, вызывающих агрессивное поведение, обеспечивает и чрезвычайно обширный спектр проявления агрессии, что делает задачу научной типологизации агрессии чрезвычайно актуальной. Подходы к типологизации агрессивного поведения начали активно формироваться с середины шестидесятых годов ХХ века. Это было связано со стремлением посредством понимания агрессивных действий содействовать предотвращению и сдерживанию актов насилия. Проблема агрессивности превалирует в трудах, раскрывающих проблемы и вопросы воспитания трудных подростков, их социальных девиаций. Многие исследователи подчеркивают, что агрессивность затрудняет адаптацию детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Несмотря на изученность вопроса о подростковой агрессивности, он по-прежнему остро актуален и значим. Агрессивность современных детей затрагивает их микросоциум – родителей, воспитателей, учителей, сверстников, а также определяет трудности и для самого подростка в его взаимоотношениях с окружающими. Это состояние и его проявление говорят о состоянии неблагополучия в процессе развития ребенка, а его влияние на растущую личность носит долгосрочный характер. Вероятность агрессивного поведения подростков повышается, если его проявления наблюдались в детстве. Актуальность исследования. В настоящее время проблема агрессии в подростковом периоде становится крайне важной, в социуме проявление агрессивного поведения подростков нарастают, сами агрессивные действия становятся все более острыми и ожесточенными. Находясь в таких условиях, школа и родители, непосредственно, вынуждены значительно усиливать работу по диагностике и профилактике агрессивного поведения подростков. Степень изученности. Анализ психологических исследований, посвященных различным аспектам агрессии и агрессивности, ее видам и формам, позволяет выделить принципиально различное понимание природы и причин данных явлений представителями различных психологических школ и направлений. В рамках одних концепций (К. Лоренц, З. Фрейд) агрессивность понимается как врожденная инстинктивная тенденция, в рамках других (А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, С. Розенцвейг, Д. Ричардсон) – как особенности мотивации или характеристики поведения, в рамках третьих (А. Левитов, Э. Фромм и др.) – как свойство личности. Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте. Задачи: 1.Изучить понятие, концепции и механизмы агрессивности в психолого-педагогической литературе. 2.Выявить особенности и причины агрессивного поведения в подростковом возрасте. 3.В рамках исследования, направленного на изучение особенностей агрессивности в подростковом возраста, провести диагностику агрессивного поведения старших подростков. 4.Рассмотреть содержание и ход реализации программы психолого-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения. Объект исследования – агрессивность как феномен социальной психологии. Предмет исследования – агрессивность в подростковом возрасте. Гипотеза - психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков будет проходить более успешно, если будет, составлена программа коррекции агрессивного поведения старших подростков в условиях школы. Теоретической и методической основой послужили многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых посвящены анализу причин агрессивности и жестокости в подростковой среде: Б.С. Братусь, М.И. Буянов, А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, У. Глассер, А.И. Захаров, И.С. Кон, В.И. Леви, Е.А. Личко, К. Лоренц, А.А. Реан, К. Хорни, Г.А. Цукерман и др. Методы и методики исследования: анализ, синтез, систематизация, классификация и психолого-педагогической и эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ данных. Эмпирическая база и контингент исследования - МБОУ СОШ № 13 г. Обнинска Калужской обл., учащиеся 10 «Б» класса в количестве 30 человек. Возраст испытуемых от 14 до 16 лет. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических и экспериментальных результатов по проблеме исследования в учебно-воспитательной практике современной школы. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. В психолого-педагогической литературе разные исследователи по-своему трактуют определение «агрессия». С одной стороны, под агрессией понимается конкретное отклоняющееся действие, так как оно противоречит нормам и правилам общества, которое направлено на причинение вреда кому-либо. С другой стороны, рассматривают и положительный аспект агрессивного поведения. Так, можно сказать, что агрессия является внутренней силой, которая даёт возможность человеку противостоять внешним факторам. В целом, агрессия определяется как любое враждебное действие или поведение, направленное против других людей. Агрессия - это поведение, которое может причинить вред себе и другим, и оно может быть физическим, эмоциональным, вербальным или невербальным. Одной из острых проблем современного общества является повышенная агрессивность детей подросткового возраста, которая вызывается растущей волной детской преступности, увеличением числа конфликтов, случаев насилия в школе и за её пределами. Агрессия в подростковом возрасте очень беспокоит родителей и других взрослых, и в настоящее время это становится тревожной проблемой среди подростков. Решение этой проблемы выступает как важный социальный вопрос в формировании психологического общественного климата, а также как проблема общественной безопасности. Особенности агрессивного поведения подростков обусловлены моментами этого возраста: психо-физиологическими, связаны с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, а так же эмоционально-чувствительными изменениями; социальными – подростничество является концом детства, вступлением в мир взрослых, перестройке отношений с родителями. Причины подростковой агрессии многочисленны. Отношение ребенка к правилам и нормам поведения в социуме формируется благодаря оценочному отношению значимого взрослого. Так, на подростков оказывает влияние семья, взаимодействие родителей между собой, СМИ, интернет, психологический климат в школе и классе и т.д. Для того, чтобы выявить степень агрессивного поведения подростков, нами было проведено исследование с применением диагностических методик и анкетирования педагогов. Как показали диагностики, уровень агрессивности старших подростков в данном классе не выходит за рамки общепринятых норм. Однако в связи с тем, что подростковый период – это период личностного конфликта, когда подросток пытается отстоять свою взрослость и независимость и одновременно является и ранимым, и грубым, следует провести определенную психолого-педагогическую работу для профилактики появления агрессивности и конфликтных ситуаций. Основными задачами профилактики и организации коррекционно-профилактической работы с подростками, проявляющими агрессивные действия в межличностном взаимодействии, являются обучение приемам регулирования эмоционального состояния; устранение резких вспышек агрессии; балансирование поведения подростков в ситуациях, провоцирующих агрессию; проигрывание конфликтных и критических ситуаций. Для того чтобы предотвратить агрессивное поведение подростков, необходима планомерная, целенаправленная, систематическая социально-педагогическая профилактическая работа. Проведенные профилактические мероприятия позволили повысить уровень информированности учащихся об агрессивном поведении, сформировать коммуникативные навыки и навыки поведения в конфликтных ситуациях, а также развить чувство вежливости и уважения. Следует отметить, что работу по профилактике агрессивного поведения в образовательной среде со всеми участниками образовательного процесса важно проводить на постоянной основе, соблюдая принцип регулярности. Предложенные нами рекомендации позволят комплексно проводить профилактическую работу, связанную с агрессивным поведением учащихся в школе, а также помогут родителям в воспитании школьника.
Читать дальше
1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2019. – 665 с. 2.Анцупов, А. Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Просвещение, 2019. – 512 с. 3.Бабаева, М.М. Социальные нормы и регуляция поведения / М.М. Бабаева – М.: Просвещение, 2021. – 189 с. 4.Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс – М.: ЭКСМО-Пресс, 2019. – 512 с. 5.Банщикова, Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 1. - С. 71-75. 6.Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. URL: https://www.psychologos.ru (дата обращения 23.11.2023). 7.Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. URL: https://search.rsl.ru (дата обращения 23.11.2023). 8.Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Прайм - Еврознак, 2017. - 672 с. 9.Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 23.11.2023). 10.Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в подростковом возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2021. – №1. – С. 53–57. 11.Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки? URL: https://www.elibrary.ru/(дата обращения 23.11.2023). 12.Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования. URL: https://search.rsl.ru (дата обращения 23.11.2023). 13.Каширин, В.П., Краснояров, Д.С. Особенности агрессивного поведения современных подростков-школьников // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2019. - № 1. - С. 41-45. 14.Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореф. … канд. пед.н. – СПб., 2020. – 29 c. 15.Козловская, Н.В. Индивидуально-психологические детерминанты агрессивного поведения подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2022. - № 4. - С. 88-93. 16.Левитов, Н.Д. Психологическое состояние агрессии URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 23.11.2023). 17.Липовая, О.А., Штенская А.Е. Психологические особенности проявления агрессии у подростков URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 23.11.2023). 18.Мельникова, М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков: детерминанты и условия коррекции: автореферат дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – Екатеринбург: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького, 2017. – 24 с. 19.Михайлина, М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. / М.Ю. Михайлина. – Волгоград: Учитель, 2022. – 116 с. 20.Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. - М.: Когито – Центр, 2021. - 181 с. 21.Невенчанный, С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии URL: https://www.elibrary.ru (дата обращения 23.11.2023). 22.Огуречников, Д.Г., Файзуллин, Н.Н., Мухамедьяров, И.М., Шаяхметова, Э.Ш. Проявление агрессивности в подростковом возрасте в процессе межличностного общения // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-3. - С. 233-240. 23.Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие. – М.: Сфера, 2021. – 508 с. 24.Оценка агрессивности в отношениях А. Ассингера. URL: https://psytests.org (дата обращения 23.11.2023). 25.Пакулова, А.Л. Изучение гендерных особенностей проявления агрессивности подростков // Молодость. Интеллект. Инициатива: материалы IV Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов / гл. ред. И.М. Прищепа. – Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. – 2022. – С. 300–301. 26.Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2019. — 304 с. 27.Реан, А.А., Трофимова, Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / Актуальные проблемы деятельности практических психологов.- М.: Университетское образование, 2022. – 288 с. 28.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: Просвещение, 2022. – 384 с. 29.Рычкова, Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М.: ГНОМИД, 2021. – 96 с. 30.Сельченок, К.В. Психология человеческой агрессивности. – М.: Харвест, 2021. – 653 с. 31.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2018. – 96 с. 32.Смирнова, Т.П. Коррекция агрессивного поведения детей URL: https://www.elibrary.ru (дата обращения 23.11.2023). 33.Соколова, М.А. Программа социально-психологического игрового тренинга по профилактике агрессивности / М.А. Соколова // Заместитель директора школы по воспитательной работе. - 2020. - № 7. - С.33-40. 34.Станкин, М.И. Общая психология / М.И. Станкин. - Воронеж: Изд–во Н.П.О. «МОДЕК», 2020.– 352 с. 35.Сукубов, А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. URL: https://www.elibrary.ru (дата обращения 23.11.2023). 36.Тест А. Ассингера. URL: https://ocri.ru/upload/userfile/metodiki(дата обращения 23.11.2023). 37.Ткачук, О.А., Корнилов, К.А. Агрессивное поведение подростков: причины возникновения и проблемы коррекции / Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - № 4. - С. 86-93. 38.Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии. URL: https://studfile.net/preview/405228/page:2/ (дата обращения 23.11.2023). 39.Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. URL: https://search.rsl.ru (дата обращения 23.11.2023). 40.Фурманов, И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов – СПб.: Изд-во «Речь», 2019. – 408 с. 41.Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция URL: https://search.rsl.ru (дата обращения 23.11.2023). 42.Хорсанд, Д. Агрессивные дети URL: https://search.rsl.ru (дата обращения 23.11.2023). 43.Чудакова, М.Ю. Причины агрессивного поведения и его предупреждение в деятельности школьного психолога. – М.: Генезис, 2022. – 200 с. 44.Шестакова, Е.Г. Личностные предпосылки агрессии / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Мир психологии. – 2018. - № 1. – С. 211-225 45.Якиманская, И.С. Гендерные особенности агрессивности и адаптивности подростков // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – №1. – C.178-180.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ и пути совершенствования финансовой политики в РФ на современном этапе
Количество страниц:
29
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Особенности обучения рисованию детей раннего возраста (от двух до трёх лет)
Количество страниц:
35
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Методика преподавания
курсовая работа
Домашний арест и залог как меры пресечения
Количество страниц:
30
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image