Эффективность как экономическая категория отражает экономический эффект от использования земельных, материальных и трудовых ресурсов предприятия, региона или страны. В советской экономической литературе, в рекомендациях планово-хозяйственных органов предложено множество показателей для оценки экономической эффективности. За каждым из них стоит определенное понимание, концептуальная позиция авторов относительно экономической эффективности способа производства.
Повышение эффективности производства требует систематического анализа как эффективности производства в целом, так и отдельных его отраслей. Задача анализа состоит не только в определении достигнутых результатов и обуславливающих их причин, но и в выявлении неиспользованных резервов роста валовой продукции, производительности труда, рентабельности производства. Анализ эффективности отдельных отраслей помогает вскрыть как резервы роста эффективности отрасли, так и влияние производства одних видов на объем производства других, помогает обосновать рациональное сочетание отраслей в хозяйстве, сформировать наиболее эффективный (доходный) баланс производства и реализации продукции.
Значение сахарной свеклы для экономики России очень велико. Прежде всего, сахарная свекла является основным сырьем для производства сахара. Россия производит значительные объемы сахарной продукции, которые потребляются как внутри страны, так и экспортируются. Кроме того, сахарная свекла используется в производстве фуражей и биотоплива. Конечно, потребление сахара также играет большую роль в потребительском рынке, что также способствует развитию экономики страны.
Для анализа производства и реализации сахарной свеклы нами был выбран Центральный федеральный округ (ЦФО) — федеральный округ Российской Федерации, расположенный на западе её европейской части.
Центральный федеральный округ является самым крупным из всех федеральных округов по численности населения и по количеству субъектов Федерации. На территории Центрального федерального округа сельскохозяйственные организации занимаются выращиванием различных культур: зерновых, зернобобовых, масличных, сахарной свеклы, многолетних трав и т.д.
Сахарная свекла выращивается не во всех субъектах ЦФО. В ходе анализа было установлено, что на долю сельскохозяйственных организаций региона приходится максимальный удельный вес производства сахарной свеклы. Больше всего выращиванием сахарной свеклы занимаются сельскохозяйственные организации Рязанской и Орловской областей.
В Рязанской области выращиванием сахарной свеклы занимаются малые предприятия, на их долю в общей структуре сельскохозяйственных организаций области приходится практически 70 %. Выращиванием сахарной свеклы в крестьянско – фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей, более всего занимаются в Брянской области, их доля в общей массе сельскохозяйственных производителей сахарной свеклы Брянской области составляет почти 10 %. В хозяйствах населения выращиванием сахарной свеклы занимаются только в Воронежской области, но их доля очень мала - менее 1 %.
Наибольшую площадь в структуре посевных площадей сахарная свекла занимает в Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях. Положительной тенденцией для развития свеклосахарной отрасли является увеличение площади выращивания сахарной свеклы и в других областях региона. Так в 2022 году более всего произошло увеличение площади, занятой сахарной свеклой в Рязанской области, в 2023 году в Орловской области. Самую маленькую площадь в структуре посевных площадей сахарная свекла занимает в Брянской области.
Основываясь на данные проведенного анализа можно сделать вывод об увеличении объема реализации сахарной свеклы в 2022 году в целом по ЦФО на 10 %. Более всего объем реализации увеличился в Рязанской области, за счет производства в сельскохозяйственных организациях. В хозяйствах населения, крестьянско – фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей Курской области наблюдается наибольший процент увеличения объема реализации сахарной свеклы на 9% и 57,7% соответственно.
Наибольший процент реализации сахарной свеклы в 2022 году отмечается в Орловской области, он составляет 96,3 %, наименьший в Белгородской области – 76,7 %. Полностью удалось реализовать выращенную сахарную свеклу хозяйствам населения Воронежской, Курской и Липецкой областей, а также крестьянско – фермерским хозяйствам и индивидуальным предпринимателям Орловской области.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют об увеличении потребления сахара на душу населения в 2022 году в таких субъектах ЦФО как: Московская область на 2,4 %, Рязанская область на 2,7 %, Тверская область на 2,3 %, Ярославская область на 2 %. Меньше всего стали потреблять сахара в Калужской области. В ряде субъектов потребление сахара осталось на прежнем уровне к ним относятся Воронежская область, Ивановская область, Орловская область, Смоленская область, г. Москва.
Как показывает опыт, производство и реализация сахарной свеклы не может эффективно функционировать без регулирования его со стороны государства. Таким образом, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики. При этом используется много экономических рычагов, действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности. Ряд этих мер целесообразно использовать на региональном уровне, в том числе и в ЦФО.
Инновационное обновление и развитие российского свеклосахарного производства в ближайшие годы следует развивать по четырем основным направлениям, которые будут базисными типами инноваций в этом секторе экономике:
селекционно - генетическим;
производственно - технологическим;
организационно - управленческим;
экономико - социоэкологическим.
Тесное взаимодействие государства, рынка и предприятия предполагает сочетание директивных, индикативных и непосредственно рыночных регуляторов экономических процессов. При этом эффективность функционирования системы государственного регулирования будет зависеть не только от выбранных методов, но и их оптимального сочетания, осуществляемых в рамках единого правового поля. На ближайшую перспективу главной задачей регулирующих и управляющих органов должна стать активизация экономических механизмов и популяризация роли повышения конкурентоспособности предприятий.