ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТРИБУЦИИ ИКОН 4
1.1 Обзор исторического и культурного контекста создания иконы…..4
1.2 Духовное предстояние эстетическое созерцание…………………….7
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА В ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ 12
2.1 Идентификация иконы и ее ризы в ходе процедуры атрибуции 12
2.2 Техника темперной живописи: материалы и инструменты 17
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИКОНЫ «СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ» 25
3.1 Происхождение и исторический контекст создания иконы 25
3.2 Стилистические особенности и иконографический анализ иконы «Спас Вседержитель» 27
3.3 Атрибуция иконы «Спас Вседержитель» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Читать дальше
В данной курсовой работе был проведен обширный анализ и атрибуция иконы "Спас Вседержитель" в контексте темперной живописи. В ходе исследования были рассмотрены теоретические аспекты атрибуции и иконописи, методы и средства темперной живописи, а также был проведен практический анализ данной иконы.
В первой главе работы был проведен обзор исторического и культурного контекста создания иконы "Спас Вседержитель". Были рассмотрены ключевые моменты, связанные с происхождением этой иконы, и ее духовное значение. Важной частью данной главы было рассмотрение духовного предстояния и эстетического созерцания, которые играют важную роль в понимании иконописи как искусства и религиозной практики.
Во второй главе были представлены методы и средства темперной живописи, которые используются при атрибуции иконы. Особое внимание уделялось процедуре идентификации иконы и ее ризы, а также рассмотрению материалов и инструментов, применяемых при создании икон в технике темперы.
Третья глава была посвящена практическому анализу иконы "Спас Вседержитель". В ходе анализа были выявлены ключевые моменты, связанные с происхождением и историческим контекстом создания данной иконы. Были рассмотрены стилистические особенности и проведен иконографический анализ этой иконы, а также обсуждена ее атрибуция, что является важным аспектом при попытке определения авторства и исторического происхождения.
Точная атрибуция иконы может иметь значительное историческое и художественное значение, поскольку она может раскрывать информацию о мастере-иконописце, времени создания, регионе происхождения и стилевых особенностях произведения. Однако, из-за возможных изменений, реставрации и трудностей в документальном сохранении, точная атрибуция не всегда может быть достигнута с абсолютной уверенностью.
В результате проведенного анализа можно заключить, что икона "Спас Вседержитель" представляет собой важное и значимое произведение темперной живописи, богатое как духовными, так и эстетическими аспектами. Ее происхождение и атрибуция могут оставаться сложными задачами, но она продолжает оставаться важной частью христианской иконографии, вдохновляя верующих и исследователей на протяжении веков. Эта работа призвана способствовать более глубокому пониманию иконы "Спас Вседержитель" и ее места в истории искусства и религиозной культуры
Читать дальше
1. Агапова, О. В. Историко-иконологический метод установления истории бытования иконы в Русском Православном храме / О. В. Агапова, А. И. Скворцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 576-580. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32905/ (дата обращения: 29.11.2023)
2. Алпатов М.В. Проблема барокко в русской иконописи / М.В. Алпатов // Барокко в России. – М. 1926. – С. 81–85.
3. Бергер Э. История развития техники масляной живописи / Под ред. со вступит. статьей и прим. А. А. Рыбникова. М.: ОГИ3. 1935. 607 с
4. Булгаков С. Н. Первообраз и образ: Соч: В 2 т. Т. 2: Икона и иконопочитание. СПб.: Инапресс; М.: Искусство, 1999. С. 380
5. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир,1994. 366 с.
6. Дружинин В. Г. К истории крестьянского искусства XVIII-XIX вв. в Олонецкой губернии (художественное наследие Выговской поморской обители) // Известия Академии наук СССР. М.: 1926. С. 1489
7. Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., иг. Лука (Головков), Осташенко Е., Смирнова Э., Языкова И. К., История иконописи. – 2014. – С. 11.
8. Ерминия или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурнаграфиотом, 1701-I7ЗЗ гг. / Пер. с гpeч. Порфирия Успенского / Труды Киевской духовной академии. 1868. T.1. №2. С. 269-315.
Читать дальше