В мире мало лидеров, чье влияние и долговечность на мировой арене могут соперничать с влиянием загадочного бывшего правителя Кубы Фиделя Кастро. Родившийся в 1926 году в семье богатого отца —испанца, Кастро впоследствии стал центральной фигурой в некоторых из самых поворотных и важных событий 20 —го века. Его балансирование на грани войны во время Кубинского ракетного кризиса в октябре 1962 года привело к тому, что, по общему мнению, ни одна мировая держава не была так близка к развязыванию тотальной ядерной войны, а его продолжающийся антагонизм по отношению к США в течение следующих пяти десятилетий снискал ему уважение и враждебность как со стороны друзей, так и со стороны врагов.
Приход к власти этого некогда харизматичного, вызывающего разногласия, популярного и презираемого солдата —государственного деятеля это история, которая в разной степени сочетает в себе пьянящую дозу как мифа, так и реальности.
В течение долгих лет своей общественной жизни Кастро прокладывал путь для Кубы в одни из самых неспокойных периодов в истории человечества, делая это перед лицом постоянных угроз со стороны врагов внутри страны и за рубежом, включая многочисленные попытки убийства со стороны Соединенных Штатов и политическое давление со всех сторон. В великом противостоянии Востока и Запада Кастро будет представлен, в зависимости от перспективы, либо как мужественный мученик, либо как циничный, эгоистичный манипулятор. Чтобы провести его через эти неспокойные воды, Кастро полагался на все качества, которые сделали его великим лидером во многих зонах боевых действий в Латинской Америке, где он впервые заскрежетал зубами как солдат революции. Та исключительная целеустремленность, которая позволила ему одержать победу сначала в Колумбии, а затем на Кубе, также позволила ему превратить свой крошечный карибский остров в важнейшего влиятельного игрока в центре мировых событий. Его способность заводить друзей с ключевыми союзниками также обеспечила бы будущую безопасность Кубы, поскольку он заключал сделки с мировыми лидерами, такими как российский Никита Хрущев и ливийский Муаммар Каддафи. Он также начал бы политику полного авторитаризма на внутреннем фронте, лишив оппонентов любой законной возможности побороться за часть власти Кастро. Хотя он и не является окончательно антидемократическим, коммунизм, где бы он ни применялся в качестве руководящей идеологии, имел тенденцию создавать сильных авторитарных лидеров, которые часто правят как исключительные культовые личности, присваивая почти всю исполнительную власть себе и своему ближайшему кругу.
Именно в этом ключе автократического руководства лучше всего можно понять правление Кастро на Кубе. Нет никаких сомнений в том, что Эль Команданте был военным преступником и серийным нарушителем прав человека – он казнил многих заключенных и врагов без надлежащего судебного разбирательства, включая Чичо Осорио и многих других – настолько, что если бы Кастро когда —либо в своей жизни предстал перед трибуналом в Нюрнбергском стиле, ему, вероятно, неоднократно грозила бы высшая мера наказания за свои преступления. Но действия Кастро за пределами театра военных действий, по отношению к собственному гражданскому населению в мирное время, были немногим лучше. Несмотря на хваленое уважение Фиделя к кубинскому народу, он не терпел инакомыслия, безжалостно подавляя любых соперников в борьбе за власть, включая использование произвольных задержаний, избиений и публичных актов унижения.
Кастро также отказался от присутствия в его стране международных наблюдателей, таких как Human Rights Watch и Красный Крест, несомненно, в попытке помешать им раскрыть какие —либо незаконные действия правительственных сил безопасности.
Как это часто бывает, автократические лидеры, подобные Кастро, иногда могут использовать свою всеобъемлющую власть во благо. В данном случае Кастро смог продвинуть образовательную программу, которая, по заключению ЮНЕСКО, приблизила население острова к всеобщей грамотности, а также либо достигла, либо близка к достижению Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, поставленных Организацией Объединенных Наций в 2000 году. Есть старый афоризм французского писателя Александра Дюма, который гласит, что ничто так не преуспевает, как успех; и в той мере, в какой Фидель Кастро вызывал такое большое восхищение как у влиятельных, так и у простых людей, это как нельзя более верно.
Уважение к Кастро было вызвано именно тем фактом, что он был победителем, и его способность обеспечить материальный успех Кубе – и более широкому делу марксизма —ленинизма во всем мире – была тем, что подкрепляло силу преобразующей политической и социальной программы Фиделя. Кастро действительно произвел метаморфозы в кубинском обществе, как абстрактные, так и конкретные, и стал тотемом для потенциальных революционеров по всему миру.
Интересной особенностью первых дней Кубинской революции было то, что подавляющее большинство бойцов повстанческой армии, одержавшей победу в 1959 году, на самом деле состояли из населения страны среднего класса. И хотя это может вызвать некоторые саркастические комментарии со стороны недоброжелателей режима – что —то вроде того, что они «социалисты из шампанского» и т. д. это указывает на другой аспект лидерства Кастро – на то, что он смог превратить то, что было буржуазным восстанием, в восстание, охватившее все элементы кубинского общества.
Тот факт, что в последующие годы средний класс отвернулся от правительства Кастро, и многие уехали в такие места, как Флорида в США, только подчеркивает реальность существовавшей ранее классовой коалиции. Апологеты наследия и репутации Кастро часто указывают на две области, в которых кубинский лидер действительно преуспел: здравоохранение и образование. И есть некоторое оправдание в подчеркивании этого аспекта его социальной политики, потому что, в отличие от многих других тоталитарных правителей ему подобных, Кастро искренне стремился обеспечить удовлетворение основных человеческих потребностей своего народа. Решение Кастро в 1960 году национализировать все поддерживаемые США предприятия в стране – политика, соответствующая его все более марксистским взглядам, – оказалось той пресловутой соломинкой, которая переполнила чашу терпения американцев по отношению к начинающему диктатору. Действительно, не будет лишним сказать, что политическую идеологию Фиделя Кастро наиболее точно можно охарактеризовать как социалистическую —националистическую, что, опять же, в значительной степени объясняется влиянием работ Хосе Марти. Выросший на сахарной плантации площадью 25 000 акров, Кастро был хорошо знаком с атрибутами чрезвычайного богатства, и, благодаря покровительству своего преуспевающего отца, он также пользовался преимуществами хорошего и дорогого образования в школе —интернате. Но только позже, когда Кастро захватил власть на Кубе, начал накапливаться его личный денежный фонд. Хотя он известен своей скрытностью в отношении своих личных дел, включая финансовые, в последние годы ряд важных кубинских эмигрантов и бизнесменов заявили, что Кастро владел портфелем элитной недвижимости на Карибском острове, а также контрольным пакетом акций многих других коммерческих предприятий. Когда журнал Forbes включил имя Кастро в свой богатый список 2006 года «Королей, королев и диктаторов», кубинский президент сделал совершенно необычное заявление о том, что его ежемесячная зарплата составляла всего около 900 песо, или около 40 долларов.
Для одних Кастро был культовым левым героем, сражающимся со злыми колониальными силами; для других — немногим больше, чем убийца, заключивший в тюрьму несчастный народ на отсталом, несостоявшемся острове —государстве.