Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости школьников………………………………………………………………………..5 1.1 Понятие неуспеваемости………………………………………………5 1.2 Различные подходы ученых к проблеме неуспеваемости школьников………………………………………………………………………..7 1.3 Общая характеристика детей младшего школьного возраста……..15 Глава 2. Экспериментальное исследование. Диагностика психологических причин неуспеваемости младших школьников…………...20 2.1 Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления………………………………………………………………………...20 2.2 Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти….22 2.3 Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания………………………………………………………………………….23 Заключение………………………………………………………………..25 Список литературы……………………………………………………….27

Психологические причины неуспеваемости школьников

курсовая работа
Психология
25 страниц
21% уникальность
2023 год
18 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы проблемы неуспеваемости школьников………………………………………………………………………..5 1.1 Понятие неуспеваемости………………………………………………5 1.2 Различные подходы ученых к проблеме неуспеваемости школьников………………………………………………………………………..7 1.3 Общая характеристика детей младшего школьного возраста……..15 Глава 2. Экспериментальное исследование. Диагностика психологических причин неуспеваемости младших школьников…………...20 2.1 Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления………………………………………………………………………...20 2.2 Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти….22 2.3 Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания………………………………………………………………………….23 Заключение………………………………………………………………..25 Список литературы……………………………………………………….27
Читать дальше
В наши дни проблема школьной неуспеваемости и ее причины - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. С каждым годом успеваемость падает все больше. Основываясь на результатах современных исследований Института возрастной физиологии РАО, можно утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Учёный М.М.


Если не знаете, где заказать отчет по преддипломной практике в Сургуте , зайдите на Work5.


Безруких отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. И это не только внутрисемейная, внутришкольная проблема, но и проблема общественная. От нее зависит будущее каждого из граждан нашей страны в целом. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата. Если вовремя выявить конкретные и в первую очередь психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником, и провести необходимую, с точки зрения специалистов, коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые ребёнок почувствует уверенность в своих силах. Если же не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в стойкую общую неуспеваемость. Целью данной работы является определение психологических причин неуспеваемости школьников. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: - дать понятие неуспеваемости, - изучить различные подходы ученых к проблеме неуспеваемости школьников, - в общем охарактеризовать детей младшего школьного возраста, - проанализировать методики диагностики индивидуальных особенностей мышления, - охарактеризовать методики диагностики индивидуальных особенностей памяти, - изучить методики диагностики индивидуальных особенностей внимания. Гипотеза данного исследования заключается в том, что педагог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающие работы на этой основе. Объектом исследования является неуспеваемость как психолого-педагогическое явление. Предмет исследования - причины неуспеваемости учащихся школьных классов.

Читать дальше
Мы рассмотрели психологические причины неуспеваемости учащихся, связанные с недостатками их познавательной деятельности. Нельзя не учитывать, что трудности в учебе очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Испытывая эти трудности и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания, он, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Вера в свои силы постепенно угасает. Если такому ученику своевременно не оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать устойчивой характеристикой его личности. Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия: - отсутствие существенных недостатков умственного развития; - достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня; - материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека; - мастерство учителей, работающих с ребенком в школе. Неуспевающему учащемуся нужно помочь найти наиболее подходящие именно для него приемы и способы организации своей деятельности, показать, как самому ученику преодолеть собственные трудности и развить свои преимущества и дарования.
Читать дальше
1. Анастази А. Психологическое тестирование/ А. Анастази. -М.: «Педагогика», 1982. – 332 с. 2. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость/ П.П. Блонский//Избранные педагогические произведения. - М., 1961. - 213 с. 3. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления/ П.П. Борисов. –Якутск, 1980. – 334 с. 4. Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость/ А.А. Бударный. - М.: Народное образование, 1963. - 37 с. 5. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М., 2001. – 229 с. 6. Выготский Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. -М., 2000. – 338 с. 7. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления/ А.Н. Гельмонт. - М.: 1954. - 102 с. 8. Дембеле Бабой Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат/ Бабой Дембеле. -СПб., 1994. – 59 с. 9. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. - М.: Просвещение, 1991. - 123 с. 10. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребёнка/ Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. -М., 2000. – 204 с. 11. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога/ З.И. Калмыкова// Издательство Знание. -№3. -1982. –С. 13-28. 12. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Н.П. Локалова. -М., Ось - 89, 2007. -144 с. 13. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить её причины/ Н.П. Майорова. –СПб: «Знание», 1998. – 216 с. 14. Монина Г. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником/ Г. Монина, Е. Панасюк. -СПб.: Речь, 2006. – 200 с. 15. Пономарёва Г.М. О динамике организованности внимания неуспевающих школьников 1-4-го классов/ Г.М. Пономарева // К вопросу о динамике мотивации учения у первоклассников. -М., 1978. – 204 с. 16. Регуш Л.А. Учить учиться/ Л.А. Регуш // Психологическая газета. -1999. - № 9. – С. 15-29. 17. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников/ Д.Б. Эльконин. -М., 1974. – 334 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ качества и конкурентоспособности продукции
Количество страниц:
30
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономический анализ
курсовая работа
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЪЁМНОГО ПРОТЕЗА ПРИ ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ ЗУБОВ НА ВЕРХНЮЮ ЧЕЛЮСТЬ С ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИРОВКОЙ ДЕСНЫ ИЗ КОМПОЗИТА
Количество страниц:
20
Оригинальность:
31%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стоматология
курсовая работа
Социальное страхование и его функции
Количество страниц:
31
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image