В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрено управление конкурентоспособностью продукции; описаны особенности управления качеством и конкурентоспособностью продукта; рассмотрена характеристику организации; проанализировано качество и конкурентоспособность продукции организации; предложены мероприятия по улучшению качества и конкурентоспособности продукции организации.
Для решения возникающих проблем необходимо максимально эффективно использовать внутренние ресурсы организации, обращать свои взгляды не только на изучение конкурентов, клиентов, посредников, поставщиков или окружающую среду, но на самих себя, свои внутренние возможности, которые уникальны и определяют наличие конкурентного преимущества. Благодаря наличию множества внешних угроз конкурентоспособность является уязвимой структурой для воздействия негативных факторов, оказывающих влияние на достижение устойчивого развития предприятия. И управление конкурентоспособностью предприятия возможно в рамках системного подхода и разработкой пути поиска и совершенствования составляющих системы.
Процесс формирования системы управления конкурентоспособностью можно разделить по логически связанным между собой этапам, реализация которых напрямую зависит от организационно-правовой формы предприятия, от отраслевой особенности ее функционирования.
Выбор определенного набора инструментов прежде всего определяется многогранностью целей, на которые должно быть направлено управляющее воздействие и применяется только после точного и внимательного анализа в соответствии стратегическим целям и задачам предприятия с учетом особенностей динамично меняющихся условий, создающих турбулентность как во внешней, так и во внутренней среде предприятия.
Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятий. В условиях отечественной экономики этот закономерно значимый показатель во многом определяется действием двух разнонаправленных векторов – постоянно растущими требованиями заказчика к качеству продукции, с одной стороны, и недостаточно быстрыми технологическими изменениями, в том числе переоснащением более современным оборудованием и внедрением новых технологий, с другой стороны. Поэтому проблема обеспечения высокого уровня качества является одним из важнейших показателей конкурентоспособности продукции, то есть завоевания и удержания позиций на конкурентном рынке. С другой стороны, высокий уровень качества инициирует повышенный спрос на продукцию и соответственно ведет к увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество товара, включающее в себя множество компонентов, выступает основной составляющей конкурентоспособности товара или услуги. К составляющим самого качества продукции относятся технико-экономические показатели, качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики, показатели назначения продукции, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости, надежности и долговечности.
Поэтому при совершенствовании продукции, планировании новой, определении ее прогнозного качества необходимо руководствоваться нормативами, утвержденными в законодательном порядке, принятыми в торговой практике стандартами качества. Особое внимание и повышенные требования в настоящее время в большинстве стран отводятся стандартам качества, обеспечивающим высокую экологичность, унификацию продукции. Важнейшей составляющей современной продукции является патентная чистота, которая обеспечивается соответствующими лицензионными документами и патентами на оригинальные технические решения, используемыми при производстве конкретного товара. И, наоборот, отсутствие патентной чистоты, необеспеченность ее на законодательном уровне делает продукцию неконкурентоспособной и является серьезной преградой для выхода продукции на международный рынок и развития экспортной деятельности предприятия.
Исходя из этого, сформированы основные рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия, а именно создание виртуальной примерочной. Виртуальные примерочные одежды – довольно новая услуга в сфере модной индустрии, дизайн и функционал которой находится сейчас в стадии разработки. Но уже ясно, что конечный результат будет прорывом в онлайн- и офлайн-шопинге и значительно упростит процесс покупки одежды. Как минимум, виртуальная примерка снизит затраты времени и сэкономит средства простых потребителей. В перспективе виртуальные примерочные способны создать качественно новый уровень потребления. Имея в смартфоне свой виртуальный шкаф с одеждой, можно смоделировать нужный образ, вовремя обновлять базовые вещи, смотреть сочетаемость новой вещи с уже имеющимися, актуализировать вещи капсульного гардероба.