Введение 3
Глава I. Обзор проблемы полового воспитания детей в педагогической литературе 5
1.1 Исторические предпосылки возникновения проблемы физических и нравственно-эстетических аспектов полового воспитания детей 5
1.2 Сущность и функции полового воспитания детей в современной педагогике 8
Выводы по главе I 10
Глава II. Анализ физических и нравственно-эстетических аспектов полового воспитания детей 11
2.1 Физические аспекты полового воспитания детей 11
2.2 Нравственно-эстетические аспекты полового воспитания детей 14
2.3 Практические рекомендации по половому воспитанию детей с учетом физических и нравственно-этических аспектов 19
Выводы по главе II 23
Заключение 24
Список использованных источников 26
Читать дальше
Таким образом, в соответствии с поставленной целью и задачами была рассмотрена проблема физических и нравственно-эстетических аспектов в половом воспитании детей. Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, которые определяют полезное для общества отношение человека к представителям другого пола. Под половым воспитанием в педагогическом смысле подразумевают внедрение определенного нравственного мировоззрения, правил человеческого общежития, привычек, вкусов, черт характера во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной.
В рамках физических и нравственно-эстетических аспектов полового воспитания семья играет решающую роль в половом воспитании и развитии ребенка. Для полового воспитания важна определённая реакция родителей на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что – отклонение от нормы. Большой вклад в решение проблемы физических и нравственно-эстетических аспектов полового воспитания вносят дошкольные учреждения. Здесь чаще всего в игровой форме дети знакомятся с разностью между девочками и мальчиками, с отличиями в их поведении и социальных ролях.
В школе продолжается половое воспитание, здесь дети узнают более подробно о физических и физиологических аспектах. Так, на уроках биологии дети знакомятся с процессами размножения растений и животных и, как правило, легко делают верные выводы, не вдаваясь в подробности, относительно аналогичных процессов у людей. Социальная сущность и эстетика любви раскрывается перед школьниками на уроках литературы и истории (при ознакомлении с произведениями искусства). На примерах переживаний героев классической и современной литературы можно показать школьникам, какую могучую и благородную роль в человеческой жизни играет любовь, как вдохновляет она людей на прекрасные и самоотверженные поступки. Старшим школьникам даются культурно-исторические и гигиенические сведения о браке и семье на различных ступенях развития человеческого общества, разъясняется недопустимость легкомысленного отношения к любви, цинизма и обмана во взаимоотношениях между юношами и девушками.
В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.
Материал данной работы может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями детей с целью подбора материала в рамках полового воспитания детей.
Читать дальше
1. Девятых С.Ю. Проблемы нравственного воспитания в контексте восприятия подростками физиологических изменений взросления / С.Ю. Девятых // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С.12-18.
2. Ермахан Ж.Т. Эффективный метод гендерного воспитания как основа психологического благополучия подростков и молодежи / Ермахан Ж.Т. // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 4. – С. 1601-1606
3. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. – М.: Педагогика, 2019. – 427 с
4. Колесов Д. В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д.В. Колевов, Н. В.. Сельверова. – М.: ФиС, 2018. – 198 с.
5. Лазаренко Л.А. Нравственно-половое воспитание детей в семье / Л.А. Лазаренко // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2021. – №2. – С. 151-156.
6. Талканбаева А.Н. Половое воспитание - как биоэтическая проблема / А.Н. Талканбаева // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2019. – №3. – С. 109-112.
7. Трубицына М.В. Проблема гендерного воспитания в практике дошкольного образования / М.В. Трубицына // Социальные отношения. – 2022. – №2. – С. 30-37.
8. Феданюк Е.Д. Проблема полового воспитания молодежи / Е.Д. Феданюк // Социология в современном мире. – 2020. – №12. – С. 264-268.
9. Шумилова Е.А. Духовно-нравственное и нравственно-половое воспитание подростка: теоретические аспекты / Е.А. Шумилова // KANT. – 2023. – №3. – С. 282-285.
10. Бaсмaновa Е.С. Гендерные особенности детей в организации воспитательного процесса / Е.С. Бaсмaновa // Молодой ученый. – 2014. – № 17. – С. 565-567.
Читать дальше