ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы монополизации на рынке 4
1.1. Монополизации рынка: понятие и сущность 4
1.2. Особенности антимонопольного политики 5
2. Анализ состояния монополизации российского рынка и зарубежный опыт 8
2.1. Состояние монополизации российского рынка и анализ зарубежного опыта монополизации 8
2.2. Меры совершенствования антимонопольной политики в России 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Читать дальше
В ходе написания данной работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.
Установлено, что основополагающим элементом, влияющим на формирование монополии, является желание производителя максимизировать прибыль от контроля над рынком. Кроме того, в экономической теории выделяются другие ключевые причины возникновения монополий:
а) характеристики технологических процессов, при которых удовлетворение спроса возможно только через одного оператора, например, владельца сетей электроснабжения или железнодорожного транспорта;
б) выдача государственными органами лицензий и сертификатов, а также предоставление правительственных преференций и лимитов, что приводит к законодательным ограничениям для других участников рынка;
в) консолидация капитала, включая слияния и поглощения компаний, что ведет к увеличению и усилению производственных мощностей;
г) недостаточная заинтересованность и активность государственных структур в предотвращении монополизации;
д) эксклюзивные права на использование инноваций, патентованных товаров и технологий;
е) значительные издержки в производстве, которые не могут быть компенсированы при входе новых конкурентов на рынок;
ж) защитные меры, принимаемые государством для поддержки отечественных производителей перед иностранными, в рамках политики протекционизма.
Согласно современным экономическим исследованиям, типичные особенности монополии включают в себя:
а) доминирование на рынке одним производящим предприятием;
б) возможность монополиста самостоятельно определять объемы производства и, соответственно, цены на продукцию;
в) барьеры, с которыми сталкиваются потенциальные конкуренты при попытке войти на монополизированный рынок, включая правовые, технические и экономические препятствия;
г) отсутствие потребности у монополиста в рекламе для конкуренции, так как альтернативы его продукции на рынке нет.
Потребителям приходится выбирать между покупкой товара у монополии или полным его отсутствием.
Преимущества монополии на рынке включают:
а) стандартизированное производство, обеспечивающее контроль качества на всех этапах процесса;
б) возможность усовершенствовать и оптимизировать производственные процессы за счет автоматизации, что может сократить издержки и снизить цены для потребителей;
в) участие в передовых научных разработках, способствующих прогрессу и улучшению отрасли.
Недостатки монополии выражаются в:
а) отсутствии мотивации к инновациям из-за несуществования конкуренции;
б) возможности увеличения прибыли за счет снижения качества продукции;
в) искусственном создании дефицита товаров для поддержания высоких цен;
г) неэффективном использовании ресурсов и несправедливом распределении доходов.
Читать дальше
1. Борзило, Е. Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности. Научно-практическое руководство / Е.Ю. Борзило. - М.: Статут, 2019. - 336 c.
2. Горейко, Н. А. Норма о коллективном доминировании в российской антимонопольной практике / Н.А. Горейко. - М.: Синергия, 2019. - 395 c.
3. Гурнакова, Л. Н. Особенности антимонопольного регулирования кредитных организаций в России / Л.Н. Гурнакова. - М.: Синергия, 2019. - 132 c.
4. Дианов, Виталий/ Комментарий к «третьему антимонопольному пакету» / Виталий Дианов. - М.: Статус, 2018. - 256 c.
5. Карлов, С. А. Модель антимонопольного регулирования: попытка критического анализа / С.А. Карлов. - М.: Синергия, 2018. - 857 c.
6. Кинёв, А. Ю. Классификация антиконкурентных соглашений/ А.Ю. Кинёв. - М.: Синергия, 2019. - 636 c.
7. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России / И.В. Князева. - М.: Омега-Л, 2019. - 512 c.
8. Князева, И. В. Модернизация теории и практики антимонопольного регулирования на современном этапе: принципы и тенденции (международный опыт) / И.В. Князева. - М.: Синергия, 2018. - 282 c.
9. Левицкий, Р. Ю. Анализ норм антимонопольного законодательства в отношении согласованных действий на товарных рынках / Р.Ю. Левицкий. - М.: Синергия, 2014. - 753 c.
10. История антимонопольного законодательства – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vuzlit.ru/1314664/kratkiy_ekskurs_istoriyu_razvitiya_antimonopolnogo_zakonodatelstva_rubezhom(дата обращения: 10.12.2023)
Читать дальше