Окажем помощь в написании курсовой работы , доверьтесь Work5.
В России наблюдается около 1 млн. детей с нарушениями слуха. Следует отметить, что только около 150000 стоят на учете у специалистов-сурдологов. Зарегистрированные данные говорят о том, что родители обращаются за помощью несвоевременно и т.д. В России в дефектологии главным принципом является наиболее ранее выявление отклонений в развитии и разработка, а также реализация коррекционно-развивающей программы работы с детьми. Следует отметить, что наиболее сложный период в онтогенезе является подростковый возраст. Над проблемой развития словесно-логического мышления работают многочисленные ученые, психологи, педагоги, логопеды и многие специалисты в данной области. В учебной литературе можно встретить изучение проблемы развития мышления у подростков с нарушением слуха в трудах С.Н. Костромина, В.А. Борисова, М.И. Ушакова, Л.И. Божович, Т.В, Драгунова, В.В. Тимохина, Л.Л. Кириллова, А.Ф. Ануфриева, В.И. Бельтюкова, В.Н. Келасьева. По мнению В.И. Бельтюкова именно в подростковый возраст закладываются все свойства личности с процессом преобразования [5]. У глухих подростков в большей степени преобладает наглядное мышление. Данная закономерность заключается в том, что подростки мыслят не словами, а образами. Важно учитывать, что подростки с нарушением слуха значительно отстают от развития детей с нормальным развитием. Проявление отставания заключается, например, в познавательной деятельности. У подростков с нарушением слуха обнаруживаются индивидуальные различия в развитии мышления. Наглядное мышление подростков развивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Так, одна четвертая часть подростков с нарушениями слуха имеют развитие наглядного мышления, как и у детей с нормальным развитием. Уровень развития словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха приближается к половине, но на практике встречается большое количество учеников, у которых нарушено словесно-логическое мышление. Следует отметить, что диспропорция в развитии словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха является результатом обучения детей словесной речи без конкретной дифференциации и использования практических занятий, например, использование игр, изобразительного искусства. Целью исследования является изучение особенностей мышления подростков с нарушением слуха и на основе проведенной диагностики исследования предложить развитие и реализацию коррекционно-развивающей работы. Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи: провести теоретический анализ литературы по теме исследования; определить особенности словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха; провести диагностику развития словесно-логического развития; разработать программу коррекционно-развивающих занятий с подростками с нарушением слуха для развития словесно-логического мышления. В качестве объекта исследования выступает особенность и специфика словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха. В качестве предмета исследования выступает особенность развития словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха при помощи коррекционно-развивающей программы. Гипотеза исследования заключается в том, что развитие словесно-логического мышления может являться продуктивным при комплексной диагностике и реализации коррекционно-развивающей программы работы с подростками с нарушением слуха. В работе используются следующие диагностические методики исследования: методика «Количественные отношения» Немов Р.С [43]; методика сравнения понятий Выготского – Сахарова (модифицированная); методика «Классификация понятий» (Л.С. Выготский и Б.В. Зейгарник) [15]. В работе используются следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирический метод исследования (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); метод количественной, качественной обработки данных. Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам, логопедам, психологам для того, чтобы расширить представления о словесно-образном мышлении подростков с нарушением слуха. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть полезными специалистам при разработке коррекционно-развивающей программы с подростками с нарушением слуха. Исследование проводилось на базе на базе ГОУ ТО «ТОЦО» отделение №3, г. Тула. В исследовании приняли участие 20 подростков с нарушением слуха. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы. Работа иллюстрирована 12 рисунками, 2 таблицами.