Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы самосознания в общей и возрастной психологии 5 1.1. Самосознание в структуре личности. Исследовательские подходы 5 1.2. Становление самосознания в онтогенезе 10 Выводы по 1 главе 16 Глава 2. Теоретический анализ научной литературы, посвящённой изучению особенностей самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью 17 2.1. Особенности становления самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью и ЗПР) 17 2.2. Методы и методики исследования самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью 24 Выводы по 2 главе 30 Заключение 31 Список литературы 33 Приложения 36

Особенности становления самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью

курсовая работа
Психология
35 страниц
48% уникальность
2023 год
5 просмотров
Черницын П.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы самосознания в общей и возрастной психологии 5 1.1. Самосознание в структуре личности. Исследовательские подходы 5 1.2. Становление самосознания в онтогенезе 10 Выводы по 1 главе 16 Глава 2. Теоретический анализ научной литературы, посвящённой изучению особенностей самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью 17 2.1. Особенности становления самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью и ЗПР) 17 2.2. Методы и методики исследования самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью 24 Выводы по 2 главе 30 Заключение 31 Список литературы 33 Приложения 36
Читать дальше
Актуальность. В современных условиях особое значение отводится роли и месту личностного, эмоционального развития, самосознания и самопознания, сознательной регуляции поведения ребёнка в социуме и его подготовке к реальной жизни. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости переосмысления соотношения образовательных достижений ребёнка и достижений в области жизненной компетенции. В своих действиях человек, так или иначе, руководствуется самосознанием, предметом которого могут быть его тело, его способности, его социальные отношения и множество других проявлений. На основе собственных представлений о себе он не только строит своё поведение, но и интерпретирует индивидуальный опыт. Конечным продуктом процесса самосознания является Я-концепция, которая может быть представлена как относительно стабильное многоуровневое образование, включающее представления индивида о себе, сопряжённое с их оценкой. Своевременно сформированная, адекватная, позитивная Я-концепция является одним из главных факторов становления личности. Проблема формирования и функционирования самосознания детей с нарушениями развития представляется ещё более актуальной, чем при развитии нормативном, так как конечной целью коррекционно-развивающей работы с аномальными детьми является адаптация их к условиям жизни и интеграция в общество, подразумевающие достаточную сформированность личностных структур, в том числе и самосознания. При отклоняющемся развитии (интеллектуальных нарушениях и др.) затруднено естественное становление Я-концепции, что отражается на возможностях общения с другими людьми, адекватности самооценок и форм поведения, определяющих возможности адаптации и интеграции.


Контрольная работа по праву на заказ поможет вам не тратить свое время. Контрольные на заказ - это недорогая услуга, с которой мы справляемся на ура.


. Существует целый ряд научных работ, посвящённых отдельным вопросам развития самосознания на том или ином этапе детства. Большая часть данных работ рассматривает особенности развития самосознания в школьном возрасте, в основном в подростковом. Менее изучен вопрос развития самосознания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Возможно, это обусловлено тем фактом, что долгое время в педагогике, психологии появление и развитие самосознания относили лишь к подростковому возрасту. Проблему самосознания у детей с умственной отсталостью изучали отечественные и зарубежные психологи и педагоги, как: С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.М. Махова, Л.Ф. Хайртдинова, Б.В. Зейгарник, Б.И. Пинский, У. Джемс, К. Роджерс, Р. Бернс и другие. Объект исследования: становление самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью. Предмет исследования: особенности становления самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью. Цель исследования: изучить особенности становления самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью. Задачи исследования: 1. Рассмотреть самосознание в структуре личности. 2.Обосновать становление самосознания в онтогенезе. 3.Проанализировать особенности становления самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью и ЗПР). 4.Подобрать методы и методики исследования самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью. Гипотеза исследования: самосознанию детей с интеллектуальной недостаточностью присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. Методы исследования: теоретический анализ литературы. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Под самосознанием в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самосознание – это и отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. В процессах С формируется и выделяется Я личности как некое образование определенной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором. Анализ зарубежных и отечественных подходов к решению проблемы развития самосознания в детском возрасте показывает, что становление самосознания в онтогенезе проходит неразрывно с развитием личности ребенка. Знания о себе усложняются, дифференцируются, переходят от отражения внешних сторон своей жизнедеятельности на уровень анализа внутреннего содержания – поступков, черт характера и мотивации деятельности. Результаты самопознания и самоотношения позволяют совершенствовать саморегуляцию сначала простых поведенческих актов, затем деятельности и поступков, требующих сложной внутриличностной работы над собой. Большую роль в становлении самосознания играет осознание ребенком себя во времени, видение перспективы своего жизненного пути. Такая способность появляется к концу дошкольного детства и позволяет ребенку регулировать не только отдельные поведенческие акты и действия, но и строить планы по развитию своей личности, ориентируясь на собственное Я-идеальное. Онтогенетические уровни самосознания обусловлены, прежде всего, сформированностью на данной возрастной стадии других психических функций – мышления, памяти, речи, чувств, произвольных действий и т.д., поскольку все акты самосознания формируются и развиваются только на основе этих процессов и только через них. Иными словами, онтогенетические уровни самосознания детерминированы степенью развития сознания и психики в целом. Основным моментом при переходе от возраста к возрасту становится, как правило, переоценка ценностей и следующая за этим перестройка потребностей и побуждений. В этот момент происходит и приспособление ребёнка к окружающей среде. Новые интересы ребенка, а соответственно, и новые формы деятельности, ведут к своего рода перестроению самосознания ребёнка. Самосознание умственно отсталых детей носит неадекватный, неустойчивый, аффективный характер. Страдают ее регулятивная и мобилизующие функции, т. е. функции регулятора и стимулятора поведения и деятельности. У умственно отсталых детей снижен уровень самосознания, ему присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. Для диагностики самосознания детей с умственной отсталостью используются следующие методики: стандартизированные самоотчеты (тест-опросники; контрольные списки; шкальные техники; нестандартизированные самоотчеты; идеографические методики; проективные методики (включая рефрактивные техники).
Читать дальше
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с. 2. Архиреева Т.В. Структура образа Я младшего школьника // Новые педагогические исследования: Сборник научных статей. Великий Новгород: НРЦРО, 2020. – 116 с 3. Абульханова К. А. Сознание как жизненная способность личности. // Психологический журнал. – 2019. – № 1. – С. 2–43 4. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2017. – 307 с. 5. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. – 2019. – № 1. – С. 4 – 46. 6. Байдин Д.В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018. –С. 1–65. 7. Волкова Н.В. Психотерапия как средство коррекции поведения детей с недоразвитием интеллекта // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с отграниченными возможностями здоровья. Сб. науч. тр. СПб., 2015. – 149 с. 8. Гордиенко Е.А. Особенности предупреждения правонарушений подростков-олигофренов // Дефектология. 2021. – №3. – С.6-36. 9. Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. – 2018. –№7. С. 2–54. 10. Захарова А. В. Генезис самооценки. - Тула: Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. – 2018. – 135 с. 11. Зинько Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. Е.В. Зинько. М.: Наука, 2017. – 185 с. 12. Знаков В.В. Мышление, самосознание и самопонимание // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2018.– №2. – С.4-86. 13. Красильников И. А. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов // Известия Самарского научного центра РАН. 2019. № 4. С. 9–60. 14. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности //Психологический журнал. – 2018. – № 4. – С. 5–56. 15. Кожалиева Ч. Б. Диагностика уровня развития самосознания у умственно отсталых подростков // Детская и подростковая реабилитация. – 2017. – № 1. – С. 3–33. 16. Кузьмина Т.И. Проблема исследования Я-концепции умственно отсталых младших школьников // Коррекционная педагогика. – 2022. – № 2(8). – С. 9–34. 17. Кайгородов Б. В. Самопонимание: миф или реальность. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 184 с. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл: Академия, 2015. – 352 с. 19. Ломов Б. Ф. Психологический словарь. – М.: Наука, 2013. – 150 с. 20. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: МОДЭК: МПСИ, 2019. – 544 с. 21. Прихожан А.М. Анализ содержания образа «Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы интерната // Возрастные особенности психического развития детей: сб. науч. трудов. М.: Наука, 2019. – 149 с. 22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с. 23. Роговенко Т. Н. Особенности самосознания учащихся младших и старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида // Концепт. – 2016. – Совр. науч. исслед. Вып. 1. С.5-53. 24. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 2017. – 286 с. 25. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Наука, 2018. – 170 с. 26. Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 7–46. 27. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Boпpосы психологии. – 2019. – № 3. – с. 2–72. 28. Славская А.Н. Интерпретация как механизм правовых представлений личности в российском обществе. Опыт психосоциального исследования // Психологический журнал. – 2018. – Т. 19, № 2. – с. 3–54. 29. Столин В.В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности. –2012. – №6. С.8–67. 30. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2018. – 336 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Бразилия: ресурсы регионального влияния
Количество страниц:
30
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Международные отношения
дипломная работа
Архитектура микросервисных приложений
Количество страниц:
70
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Перевод и локализация рекламного контента веб- сайта электронного справочника 2ГИС в г. Омске с помощью систем автоматического перевода
Количество страниц:
30
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Английский
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image