Введение 3
3
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения феномена профессионального выгорания…………………………………………..
5
1.1 Подходы к описанию феномена профессионального выгорания…. 5
1.2 Особенности проявления профессионального выгорания в разных профессиональных сферах……………………………………………….
11
Выводы по главе №1……………………………………………………... 17
Глава 2. Теоретические основы рассмотрения феномена эмоционального интеллекта……………………………………………...
18
2.1. Роль эмоционального и социального интеллектов в жизни человека……………………………………………………………………
18
2.2. Значение эмоционального интеллекта в профессиональных сферах………………………………………………………………………
24
2.3. Обзор исследований эмоционального интеллекта и профессионального выгорания в трудовой работе……………...
23
2.4 Программа эмпирического исследования…………………………... 32
Выводы по главе №2……………………………………………………... 43
Заключение 20
44
Список источников 22
47
Читать дальше
Синдром профессионального выгорания — это процесс, развивающийся во времени.
Начало выгорания лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния.
Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся ресурсов и выгоранию сотрудника. Причина истощения ресурсов, приводящего к выгоранию неуправляемый стресс.
При отсутствии конструктивных мер по преодолению хронического состояния стресса в профессиональной работе, у человека формируется комплекс негативных переживаний, в следствии которых формируются нарушения адаптивных способностей, представляющих угрозу, как для его личного здоровья, так и для организации в целом.
В последнее время жертвами профессионального выгорания все чаще становятся не только представители профессии типа «человек-человек», но представители таких типов, как «человек-знак» и «человек-техника».
На текущий момент времени в научных работах практически не встречаются исследования представителей этих типов профессиональной направленности, но учитывая современные реалии, специалисты данных направлений становятся очень востребованы, в связи с чем нагрузка от профессиональной работы порой не пропорциональна психическим и физическим возможностям людей. Всё это может приводить к профессиональному выгоранию.
Последствия синдрома негативно сказываются на работы как самого человека, так и всей организации в целом. Если, как было отмечено выше, стресс возникает тогда, когда требования окружающей среды превосходят имеющиеся внутренние ресурсы, из этого следует, что необходимо либо видоизменить требования, либо увеличить ресурсы.
Очень часто изменить требования представляется невозможным в силу объективных причин. А значит нужны меры, направленные на развитие психологической устойчивости к агрессивной внешней среде. К таким мерам относится развитие эмоционального интеллекта, включающего в себя пять основных компонентов:
1.Самосознание как возможность осознавать свои эмоции, сильные и слабые стороны, побуждения, ценности и цели и осознавать то, как они влияют на других, используя интуицию для принятия решений.
2.Саморегуляция. Она включает в себя контроль или перенаправление своих разрушительных эмоций и импульсов и экологичную адаптацию к меняющимся обстоятельствам.
3.Социальные навыки – умение выстраивать отношения, чтобы ладить с другими
4.Эмпатия – учет чувств других людей, особенно при принятии решений
5.Мотивация – осознание того, что движет людьми (воля к победе, организованность и ответственность, и др.)
Одним из важнейших направлений профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов является обучение навыкам саморегуляции эмоциональных состояний.
Одним из важнейших направлений профилактики профессионального выгорания в работе педагога является обучение навыкам саморегуляции эмоциональных состояний. Потребность в саморегуляции часто проявляется в работе педагогов в ситуациях повышенного эмоционального и физического напряжения, например, когда они сталкиваются с нестандартными проблемами, которые трудно решить и на которые нет однозначных ответов. Когда межличностное общение с учениками, коллегами, родителями и администрацией натянуто. Профессия учителя предполагает много общения с учениками и родителями, что требует навыков эмоциональной саморегуляции.
Управление эмоциями и своим поведением – одна из психологических основ саморегуляции. В этом направлении психологами разработан ряд упражнений для самостоятельного обучения, направленных на восстановление личностных ресурсов. Такими методами автономной тренировки являются циклы упражнений по саморегуляции психического и физического состояний. Тренинг основан на сознательном использовании различных средств психологического воздействия на собственные органы и нервную систему, их активации и расслаблении. Методики самотренировки дают человеку возможность сознательно менять свое настроение и самочувствие, что влияет на его работоспособность.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Человек как знание. Л., 1968. - 450 с.
2. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения/О.И. Бабич – К.: Учитель, 2017. – 646 с.
3. Бикбова Эльвира Особенности синдрома эмоционального выгорания у спортсменов. / Эльвира Бикбова. – М.: ЛАП ЛамбертАкадемикПаблишинг, 2011. – 640 с.
4. Богославец, Лариса Профилактика эмоционального выгорания воспитателей дошкольных учреждений/Лариса Богославец. – Москва: Свит, 2014. – 156 с.
5. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2011. – 105 с.
6. Бойко В.В. Энергия общения в эмоции: взгляд на себя и других. – М: Информационно-издательский дом «Филин», 1996. – 124 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Эксмо, 2010. – 469 с.
8. Вараева, Н. В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» / Н. В. Вараев. - К.: Флинта, 2013. - 632 с.
9. Водопьянова Н.Е., Старченкова О.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практика. руководство. 3-е изд., испр. и доп. М.: Джурайт, 2017. – 124 с.
10. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания / Н.Е. Водопьянова. – М.: Издательство СПбГУ, 2011. – 160 с.
11. Водопьянова, Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. Методология, теория, практика/Н.Е. Водопьянова. - М: СПбГУ (СПбГУ), 2011. - 124 с.
12. Водопьянова, Н.Е. Психология управления персоналом. Психическое выгорание. Учебное пособие для академического бакалавра: моногр. / Н.Э. Водопьянова. - М: Юрайт, 1991. - 471 с.
13. Гаева Ю.С. Синдром профессионального выгорания учителей: причины и факторы // Обществознание и социальная психология. 2022. № 12 (42). З. 885-890. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50204848 (дата обращения: 12.04.2023).
14. Гурман Ю.Г. Профессиональное выгорание сотрудников и организаций // Институт развития личности и бизнеса. – 2021. – № 1. – С.23-28.
15. Деревянченко В.С. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления профессионального стресса и педагогического выгорания // Вестник Омского университета. Серия по психологии. 2021. № 4. С. 57-66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47474577 (дата обращения: 12.04.2023).
16. Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессионально важных качеств: монография. - Челябинск: Издательство РЭКПОЛ, 2009.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: «Питер», 2001. – 124 с.
18. Козлова С.М., Тельнюк И.В., Худик В.А., Краснов О.О., Синенченко О.Г. Профилактика синдрома профессионального выгорания учителей // Вестник Санкт-Петербургского НИИ педагогики и психологии высшей школы. 2022. № 4 (4). С. 77-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49901305 (дата обращения: 12.04.2023).
19. Кремлякова А. Конспект занятия по релаксации с учителями для профилактики эмоционального выгорания// Справочник классного руководителя. - 2020. - № 5. - С.22-28.
20. Кузнецова А. «Я больше так не могу», или Как бороться с профессиональным выгоранием// Справочник заместителя директора школы – 2021. – № 1. – С.23-28.
21. Купер Кэри Л., Дэйв Филип Дж., О'Дрисколл Майкл П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение/Пер. с англ. М., 2007. – 124 с.
22. Маркарян, А.Г. Профессиональное выгорание как следствие профессионального стресса/А.Х. Маркарян // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлов. 2012. – 124 с.
23. Михайлова А.В., Власова К.М. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание учителей // Педагогический взгляд. 2022. № 2. С. 38-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49167318 (дата обращения: 12.04.2023).
24. Ножичкина Л. Почему и как выгорают учителя // Режиссер. – 2015. – № 5. – С.25-31.
25. Осухова Н. Профилактика профессионального выгорания: Практико-ориентированный семинар // Школьный психолог. -2016. - №16. - С.4-15.
26. Е. Плюснина. Научно-методическое обеспечение здоровьесберегающей
Читать дальше