Введение………………………………………………………………………… 3
1. Культурное развитие Древнерусского государства в домонгольский период (IX – первая половина XIII вв.) ……………………………… 4
1.1. Распространение письменности и развитие книжного дела………4
1.2. Школьное образование и литература……………………………… 5
1.3. Особенности зодчества и живописи………………………………. 6
2. Культура русских земель во второй половине XIII – XV вв. ……… 7
2.1. Просвещение и развитие книгопроизводства……………………...8
2.2. Литература и общественная мысль…………………………………9
2.3. Архитектура и живопись…………………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………………… 11
Список использованных источников……………………………………… 12
Приложения……………………………………………………………………. 13
Читать дальше
В рамках исследования, проведенного в данной работе, были раскрыты основные характеристики культурного развития Древней Руси домонгольской эпохи, а также освещены достижения древнерусской культуры в сфере просвещения, книжного дела, литературы, архитектуры и живописи в период второй половины XIII – XV вв., когда происходило преодоление разрушительных последствий монголо-татарского нашествия.
Результаты, полученные в ходе исследования, дают возможность сделать следующие выводы:
1. Начиная с конца IX в. Киевская Русь стала значимой частью средневекового мира своей эпохи. Основным фактором, предопределившим вектор европейской направленности культурного развития Древней Руси, выступило принятие христианства. Новая религия приобщила ранее языческое государство к письменности, дала толчок развитию книжного дела, каменного зодчества и живописи. Многие социальные слои древнерусского общества владели грамотой родного языка и читали литературу как переводного, так и оригинального характера. Собственно русская литература домонгольского периода включала жанр летописи, житийные описания и каноны с назидательными наставлениями, отличаясь острой публицистической направленностью.
2. Монголо-татарское нашествие замедлило культурное развитие Древнерусского государства, но не привело к его полной остановке. С конца XIII в. культурная жизнь русских земель оживилась, а в период XIV – XV вв. в политически разрозненных княжествах активно продолжилась просветительская деятельность, книгописное производство, летописание. В этот период в древнерусской литературе были созданы яркие образцы воинской повести. В архитектуре особое новаторство проявили зодчие новгородской и псковской школ. В это же время увидели свет живописные произведения Феофана Грека и Андрея Рублева. Центр древнерусской культуры переместился в Москву, ставшую преемницей Киева и Владимира.
Читать дальше
1. Абрамовских Т.А. Древнерусская икона и формирование патриотизма / Т.А. Абрамовских // Челябинский гуманитарий. – 2010. – № 4 (13). – С. 69-72.
2. Девятов С.В. История России / С.В. Девятов, В.А. Македонская, Т.Д. Швец. – М.: НИЯУ МИФИ, 2021. – 477 с.
3. Колпачева О.Ю. Школа и образование Древней Руси / О.Ю. Колпачева // Историко-педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 85-94.
4. Кошман Л.В. История русской культуры IX – XX вв. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева и др. – М.: «Дрофа», 2004. – 480 с.
5. Соболева Л.С. Юная литература Древней Руси / Л.С. Соболева // Филологический класс. – 2009. – № 9. – С. 5-15.
6. Столярова Л.В. Начальный период в истории книги Древней Руси (XI-XIV вв.) / Л.В. Столярова // Люди и тексты. Историческое знание в контексте культуры. – 2013. – С. 243-290.
Читать дальше