Введение 3
1. Понятие адаптации и дезадаптации школьников к учебному процессу 4
Заключение 10
Список литературы 12
Читать дальше
Существует большое количество научных и практических исследований, которые касаются адаптации первоклассников к школе, а именно к процессу учебной деятельности. Это свидетельствует о важности данной проблемы. Однако, специфика социально-психологической адаптации первоклассников до конца не исследована. Дети, поступающие в школу, имеют свои особенности, и на них влияет множество факторов. Учителя начальных классов не всегда могут выбрать правильный материал и методы обучения, учитывая личностные особенности детей в условиях вариативного образования.
В настоящее время образовательные учреждения не полностью создают условия, способствующие успешной адаптации первоклассников. У них все еще преобладает формализованный подход, при котором требуется, чтобы ребенок подстраивался под школу, а не школа подстраивалась под него.
Учителя, основываясь на своей педагогической компетенции, могут только констатировать нарушение процесса адаптации, но часто не могут правильно определить его причины. Учителя и дезадаптированные дети сталкиваются с серьезными проблемами, которые обусловлены неадекватностью педагогических воздействий. Часто возникают взаимное непонимание и столкновения, а иногда дискриминация. Однако, не следует винить учителя в диагностической несостоятельности. Школьная адаптация зависит от множества факторов, поэтому требуется углубленное изучение ее причин и механизмов с позиций психологии.
Нарушение процесса школьной адаптации предполагает невозможность или затруднения адаптации ребенка к требованиям школьной ситуации, которые не соответствуют его социально-психологическому и психофизиологическому состоянию. Согласно различным источникам, от 15 до 40% учащихся начальных классов испытывают подобные затруднения. Этот процент продолжает расти. Проблема адаптации имеет серьезные последствия, такие как формирование устойчивых видов социально-психической дезадаптации и нарушений поведения, включая клиническую и криминальную выраженность. Следовательно, нарушение процесса школьной адаптации является одной из самых серьезных социальных проблем, требующей не только углубленного исследования, но и срочного нахождения продуктивных решений.
Таким образом, адаптация школьников к умственным нагрузкам является важным процессом, требующим времени и поддержки. Школьники должны обладать навыками саморегуляции, уметь эффективно планировать свою учебную деятельность и умственно переключаться между заданиями. Обеспечение подходящего рабочего режима, поддержка со стороны родителей и педагогов и разнообразные стратегии самостоятельной мотивации могут существенно содействовать успешной адаптации ребенка к умственным нагрузкам. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода, а значит, главная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку найти оптимальный способ адаптации к умственным нагрузкам
Читать дальше
1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. - М.:Академия, 2002. - 208 стр.
2. Баевская Е.Р., Базарова М.В. Адаптация школьников к умственным нагрузкам в условиях современной школы // Вопросы психологии. - 2018. - №5. - 41 стр.
3. Бусловская Л.К. Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 87 стр.
4. Волкова А.И. Особенности адаптации школьников к умственным нагрузкам // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 2015. - Т. 1. - 67 стр.
5. Дроздова М.А., Сафина Л.Р. Особенности адаптации школьников к умственным нагрузкам в младшей и старшей школе // Психология и психотерапия. - 2019. - № 1. - 108 стр.
6. Е.А. Летягина. Формирование адаптации школьников к умственным нагрузкам в учебном процессе // Проблемы формирования личности, 2017. - №4. – 288 стр.
7. Зиньковская О.Ю., Калашникова Е.А. Психологические аспекты адаптации школьников к умственным нагрузкам // Вопросы практической психологии. - 2016. - № 1. - 54 стр.
8. Макарова В.В. Адаптация школьников к умственным нагрузкам: опыт и проблемы // Психологическая наука и образование. - 2017. - № 2. – 78 стр.
9. Русин А.П., Муравьева И.В. Факторы успешной адаптации школьников к умственным нагрузкам // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2018. - № 1. – 87 стр.
10. С.В. Сегодняшняя. Формирование адаптации школьников к учебной нагрузке в условиях дифференцированного обучения // Педагогический журнал, 2018. - №2. – 34 стр.
11. Уварова И.Г., Шматкова Е.А. Адаптация школьников к умственным нагрузкам в процессе образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - №2. – 64 стр.
12. Фролова Н.А., Мазур Л.П. Психологические особенности адаптации школьников к умственным нагрузкам // Психология: исследования и практика. - 2015. - № 2. - 51 стр.
13. Чекмарёва Е.В., Леонтьева Н.К. Психологические аспекты адаптации школьников к умственным нагрузкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4 (181). – 117 стр.
Читать дальше