СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Ономасиология как отрасль русистики 4
2. Эргонимы индустрии общественного питания в г. Симферополь………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
Читать дальше
Значительную часть языкового пространства современного города составляют номинации различных учреждений и предприятий, которые являются предметом исследования ономастики – раздела языкознания, занимающегося изучением имен собственных.
Современной областью ономастики является эргонимия – дисциплина, изучающая историю развития эргонимов – класса ономастических единиц, обозначающих «собственное имя делового объединения людей, в том числе союза, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения, кружка, а также принципы и способы их образования. Вопросы эргонимии и проблема изучения эргонимов всегда интересовали исследователей ономастичесĸого пространства.
Эргонимы русского языка, длительное время подвергавшиеся трансформациям словообразования и семантики, оформились и функционируют в современном русском языке как микросистема со своими внутренними закономерностями. Современная языковая ситуация оказывает непосредственное влияние на возникновение новых эргонимов и изменение старых. Языковая мода – социально и психологически обусловленное явление, непосредственно сопутствующее процесс нейминга.
Можно заметить явные тенденции семантического развития и наиболее продуктивные словообразовательные модели указанной категории слов. Все это подтверждает, насколько многогранно и динамично постоянное обновление лексики русского языка, а особенно ее ономастической разновидности.
Идентифицирующий принцип проявляется при создании таких названий учреждений, как, например, кофейня Кофейня, кафе Кофе и Вино, кондитерская Кафе-Пекарня, пекарня Булочная и др. Прагматика подобных номинаций обусловлена их функцией – сформировать в сознании потенциального потребителя рекламируемый образ, сопоставимый с его функциональным назначением. Такие названия являются удобопроизносимыми, понятными потребителю, они несут определённые семантические ассоциации. Условно-символический принцип подразумевает наличие в названии опосредованного отражения свойств объекта номинации: кафе Вилка-Ложка, кофейня Проворный бариста, ресторан РыбаLOVE, пекарня Дом хлеба и т. д.
Прагматика таких наименований создаётся через ассоциативные связи с качествами, функциональным назначением рекламируемых объектов. Часто такие названия могут быть непонятны целевой аудитории вне контекста, сообщающего сведения о роде деятельности организации.
Читать дальше
1. Голомидова М. В. Искусственная номинация в ономастике [Текст] / М. В. Голомидова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. – 232 с.
2. Даниленко В. П. Ономасиологическое направление в истории грамматики [Текст] / В. П. Даниленко // Вопросы языкознания. – 2019. – № 3. – С. 108–131.
3. Комлев Н. Г. Ономасиология как учение о языковом обозначении неязыковой действительности [Текст] / Н. Г. Комлев // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. – Москва, 2019. – С. 80–89.
4. Кубединова Л. Ш. Эргонимы индустрии общественного питания в разрезе Г. Симферополь, Г. Якутск, Г. Казань / Л. Ш. Кубединова, А. Ф. Мамедлаева // Конвергентные технологии XXI: вариативность, комбинаторика, коммуникация : Материалы VII международной междисциплинарной научной конференции, Симферополь, 25–26 ноября 2022 года / Под общей редакцией А.Д. Петренко. Том 1. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 351–356
5. Питина С. А. Влияние английского языка на русские локальные эргонимы / С. А. Питина // Когнитивные исследования языка. – Москва: Тамбов; Белгород, 2017. – Вып. XXX. – С. 693–695.
6. Рут М. Э. Образная номинация в русском языке [Текст] / М. Э. Рут. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2017. – 128 с.
7. Селиванова Е. А. Когнитивная ономасиология [Текст]: монография / Е. А. Селиванова. – Киев: Фитосоциоцентр, 2018. – С. 343–351.
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения:16.12.2023).
9. Хоанг Тхи Хонг Чанг. Ресторанный нейминг: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты: специальность 10.02.01 «Русский язык»: автореф. дис. … канд. филол. наук / Хоанг Тхи Хонг Чанг; Национальный исследовательский Томский гос. ун-т. – Томск, 2018. – 24 с.
10. Шимкевич Н. В. Русская коммерческая эргонимия: прагматический и лингвокультурологический аспекты: специальность 10.02.01 «Русский язык»: автореф. дис. … канд. филол. наук / Николай Валерьевич Шимкевич; Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2017. – 27 с.
11. Ягафарова Г. Н Процесс возникновения нового наименования как нового языкового знака // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №5–3 (59). – С. 178–181.
Читать дальше