Введение 3
1 Теоретические аспекты административного правонарушения 5
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения 5
1.2 Федеральное и региональное законодательство об административном правонарушении 9
2 Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы 14
2.1 Понятие состава административного правонарушения: материальный и формальный состав 14
2.2 Субъективные элементы состава административного правонарушения 16
2.3 Объективные элементы административного правонарушения 22
Заключение 25
Список использованных источников.......................................................................27
Читать дальше
Таким образом, подводя итог исследования, стоит сделать несколько основных выводов.
В работе было проанализировано несколько основных точек зрения по вопросу о том, что же представляет собой административное правонарушение. Объединив ключевые позиции, которых придерживается каждый из ученых, рассматривая данное определение, можно сказать, что административное правонарушение – это, прежде всего, действие или бездействие лица, в основе которого лежит вина и которое направлено на нарушение норм административного законодательства.
Основанием для привлечения лица к административной ответственности является правонарушение, которое имеет множество признаков, главным из которых является его противоправность, заключающаяся в юридическом выражении вредности правонарушений для интересов всего общества:
- противоправное поведение, выраженное в действии или бездействии, посягающее на установленные нормы административного законодательства;
- виновное противоправное действие или бездействие лица, в котором выражено отрицательное отношение субъекта к нормам административного законодательства, к защищенным правом интересам общества, государства и отдельной личности;
- административное правонарушение может быть совершено лицом, которое способно понимать противоправность своих поступков и осознанно нести за них административную ответственность.
Состав правонарушения - логическая конструкция, закрепленная в праве, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений. Законодатель не создает признаков состава правонарушения, а лишь отбирает существенные отличительные черты и конструирует составы.
Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, необходимых и достаточных для квалификации деяния как административного правонарушения. Только наличие в деянии всех признаков состава административного правонарушения является основанием привлечения к административной ответственности. Отсутствие одного из элементов состава правонарушения влечет отсутствие состава в целом.
В законодательстве не формулируется понятие «состав административного правонарушения», но отсутствие состава административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Одним из наиболее дискуссионных моментов в науке административного права является ответственность юридических лиц, которые следует признать особым субъектом административного права, поскольку юридическое лицо имеет явно выраженную нематериальную природу, являясь образованием, регулируемым нормами гражданского права. Наиболее спорным вопросом является субъективная сторона правонарушений, совершаемых юридическим лицом. Ряд исследователей склоняются к коллективной форме вины, однако этот термин дальнейшей разработки не получил, а некоторые авторы вообще считают вину юридического лица несуществующей фикцией, тем самым, трактуя ответственность юридического лица как объективное вменение.
В настоящее время в сфере законодательства об административных правонарушениях наблюдается тенденция к его абсолютной кодификации на федеральном уровне, что само по себе не позволяет достичь какой-либо стабильности. Анализ норм Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях и закона Приморского края № 44-КЗ дает возможность сделать вывод об отсутствии единого подхода к формированию норм об административных правонарушениях. Для каждого субъекта характерно наличие особенностей тех или иных общественных отношений, которые в первую очередь нуждаются в дополнительной охране со стороны административного законодательства.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 04.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1. - Ст.1.
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2021.- № 52 (часть I). - Ст. 8973.
6. Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях от 24.06.2009 №256 (ред. от 03.10.2023) // Собрание законодательства Хабаровского края. – 2009. - №7 (84) (часть 1).
7. Об административных правонарушениях в Приморском крае: закон Приморского края от 05.03.2007 №44-КЗ (ред. от 03.10.2023) // Приморская газета. – 2007. - №17 (79).
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 № 17-П. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 22.12.2023).
9. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного суда от 24.03.2005 № 5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 22.12.2023).
10. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 № 12АП-9563/2018 по делу № А12-12919/2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 22.12.2023).
11. Постановление Тамбовского районного суда Тамбовской области от 19.03.2018 №5-125 по делу №5-125/2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 22.12.2023).
12. Алексеев И. А. Административное право: учебник / И.А. Алексеев. - М.: Наука, 2020. – 528 с.
13. Герасимов А. М. Уголовный проступок и его природа / А.М. Герасимов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 2. - С. 73.
14. Карпухин Д. В. Актуальные вопросы Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / Д.В. Карпухин // Российская юстиция. - 2020. - № 2. - С. 2-6.
15. Кисин В. Р. Межотраслевая дифференциация: модель критериев, учитываемых при криминализации деяний / В.Р. Кисин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2018. - Т. 8. - № 4. - С. 39-41.
16. Кобзева Е. В. О содержании и соотношении понятий «общественная опасность» и «общественная вредность» деяний в общей теории права / Е.В. Кобзева // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 12. - С. 23-25.
17. Колодкин Л. М. Общественная опасность преступления: генезис понятия и проблема измерения и отграничения от административного правонарушения / Л.М. Колодкин // Административное право и процесс. - 2020. - № 1. - С. 14-21.
18. Кузнецова Н.Ф. Уголовное право / Н.Ф. Кузнецова. - М.: Эксмо, 2019. 505 с.
19. Лавринов В. В. Соотношение таможенных преступлений и административно наказуемых нарушений таможенных правил / В.В. Лавринов // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 14–15 ноября 2019 г.). Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2019. - С. 303–309.
20. Макарейко Н. В. Проблемы конструирования законодательства об административных правонарушениях / Н.В. Макарейко // Юридическая техника. - 2018. - № 7. - С. 441-443.
21. Мурсалов А. М. Административное правонарушение / А.М. Мурсалов // Сборник научных статей студентов юридического факультета СКФ РПА Минюста России. - 2018. - № 30. - С. 65-67.
22. Нактанова К. К. Административное правонарушение как основание административной ответственности: теоретические основы и их воплощение на практике / К.К. Нактанова // Вестник Калмыцкого университета. - 2019. - № 1. - С. 112-114.
23. Овчарова Е. В. Административная ответственность юридических лиц / Е.В. Овчарова. - М.: Наука, 2018. – 179 с.
24. Подройкина И. А. Концептуальные основы построения системы уголовных наказаний в России: монография / И.А. Подройкина. - М.: Наука, 2018. – 223 с.
25. Султанов А. Р. Применение теории охранительных правоотношений к защите прав и свобод человека, защищаемых Европейской конвенцией: исторический аспект / А.Р. Султанов // Вестник гражданского процесса. - № 2. - С. 159-181.
26. Телегин А. С. Общественная опасность преступления: понятие, структура, сущностные характеристики / А.С. Телегин // Мир юридической науки. - 2018. - № 8. - С. 14-16.
27. Якуба О. М. Особенности квалификации административного правонарушения по объективным элементам его юридического состава / О.М. Якуба // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 1. - С. 92-96.
Читать дальше