Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ 6 1.1. Речь и мышление основные понятия 6 1.2 Влияние развития речи на мышление ребёнка 9 ГЛАВА 2 МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ КАК УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 12 2.1 Взаимосвязь речи и мышления 12 2.2 Актуальные проблемы развития мышления и речи 16 ГЛАВА 3 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 19 3.1 Диагностика уровня развития критического мышления в младшем школьном возрасте 19 3.2 Познаватльный процесс как главный фактор учащихся младших классов, анализ 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Единство мышления и речи как высший уровень познавательных процессов

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
65% уникальность
2023 год
3 просмотров
Веревочкина А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ 6 1.1. Речь и мышление основные понятия 6 1.2 Влияние развития речи на мышление ребёнка 9 ГЛАВА 2 МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ КАК УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 12 2.1 Взаимосвязь речи и мышления 12 2.2 Актуальные проблемы развития мышления и речи 16 ГЛАВА 3 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 19 3.1 Диагностика уровня развития критического мышления в младшем школьном возрасте 19 3.2 Познаватльный процесс как главный фактор учащихся младших классов, анализ 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Читать дальше
Проблема взаимосвязи речи и мышления по сей день остаётся одним из наиболее непостижимых и соответственно притягательных предметов изучения. Пожалуй, нет ни одного сколько-нибудь значительного труда в области психологии, лингвистики и философии, в котором в той или иной форме не обсуждался бы или, по крайней мере, не ставился бы этот вопрос. Сложность проблемы обусловлена, прежде всего, сложностью и противоречивостью природы мышления и речи. В соответствии с тенденциями общественного развития, обусловившими возникновение современной образовательной ситуации, когда в массовую школу приходит всё больше детей с проблемами развития, в том числе, с речевыми нарушениями, успешная деятельность образовательных учреждений становится немыслимой без квалифицированной всесторонней помощи детям Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании. Речь – это сложная высшая психическая функция, которая обеспечивает деятельность головного мозга. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.


Хотите курсовой проект заказать в Кемерово ? Используйте сайт Work5.


Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей. Важное место в развитии речи младших школьников занимает работа по обогащению словарного запаса учащихся. Необходимо не только добиться запоминания слов, но и введение их в активный словарь детей, научить их правильно использовать при выражении собственных мыслей. Для того чтобы дети запоминали значение слов, их написание, звучание и правильно употребляли, необходимо каждый день вводить по 2-3 слова, подбирая к ним синонимы, антонимы, омонимы, акцентируя внимание на особенностях их значения. Словарь ребенка – это совокупность слов, необходимых ему для полноценного развития: общения с окружающими, удовлетворения потребностей, познания мира и ориентации в нем, развития различных видов деятельности. Исходя из перечисленных целей, для словарной работы отбираются слова, обозначающие предметы материальной культуры человечества, природу, эмоции и чувства человека, его деятельности и способы осуществления действий. Являясь необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое (соответственно двойственной природе человека). С одной стороны, и речь, и мышление представляют собой порождение мозга человека как homo sapiens, с другой стороны, речь и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление. Цель исследования: изучить как мышление и речь влияют на детей младшего школьного возраста в учебном процессе. Объект исследования: дети младшего школьного возраста. Предмет исследование: познавательный процесс. Задачи: 1. Выявить основные аспекты понятий «речь» и «мышление»; 2. Изучить влияние речи на мышление детей младшего школьного возраста; 3. Определить взаимосвязь речи и мышления, выявить актуальные проблемы; 4. Выявить и проанализировать основные методы развития мышления. Метод исследования: теоретический и эмпирический. Теоретическая значимость. Проблема мышления и речи является важнейшей проблемой психологии. Большой вклад в исследование данного вопроса внесли советские психологи С.Л. Выготский [5], С.Л. Рубинштейн [19], П.Я. Гальперин [7], А.В. Брушлинский [4] и другие. Л. Витгенштейн [5] сравнивая эти явления с психической деятельностью человека в целом, они будут определённо различаться в конкретных проявлениях. Даже общепсихологические характеристики творческого мышления сами по себе являются проблемой в силу нескольких причин. В высоко профессиональных исследованиях авторы склонны либо отождествлять творчество и творческое мышление, как, например, в работах М.С. Бернштейна [2], Э. Боно [3], И.Н. Семенов [15]. База исследования: город Владивосток МБОУ «ООШ № 8», МАОУ СОШ г. Челябинск. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав каждая из которых поделена на подпункты, заключение и библиографический список.

Читать дальше
Мышление всегда связано с речью и мышления без речи быть не может. В психологии мышление каждой здравомыслящей личности имеет неразрывную связь с ее речью и между этими двумя терминами она формулируется как «мыслительный процесс, проходящий в речевой форме». Мысли и слова взаимосвязаны. Даже, если вы владеете несколькими языками, в каждый момент вам дано осознать, на каком из них сфокусировано ваше мышление в текущую минуту. Различают несколько функций речи, главная из которых – быть инструментом мышления. Мысль формулируется в речевой форме. В ней она и проявляется. Единство мышления и речи в психологии отображается в восприятии элементов реальности, их понимании. В процессе мышления данный семантический компонент представляет собой материал, осуществляемый конкретные операции. В речевом же процессе он – некая стартовая линия, служащая оплотом создания словесных описаний. Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д. Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося - это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на ситуативно-активный, а с него на активно-исполнительский В ходе нашей работы были выявлены основные аспекты мышления и речи, было доказана взаимосвязь мышления и речи. Были рассмотрены способы развития связной речи у детей младшего школьного возраста. Исследования, которые были нами проанализированы показали, что познавательный процесс формирует педагог и его отношение к обучающему процессу. Чем интереснее педагог выстраивает обучающий процесс, тем лучше ребенок воспринимает информацию, его мышление работает, что говорит о его развитии.
Читать дальше
1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1979. – 416 с. 2. Бернштейн М.С. О природе научного творчества // Вопросы философии. 1966. № 6. С. 131-142. 3. Боно Э. Нестандартное мышление. М., 2000. – 224 с. 4. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение// М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 406 с. 5. Витгенштейн Л. Человек и мыслитель. М: ПРОГРЕСС, 1993. – 352С. 6. Выготский, Л. С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. 7. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с 8. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. – М. : МГУ, 1968. – 135 с. 9. Давыдов, В. В. Деятельностная теория мышления / В. В. Давыдов. – М. : Научный мир, 2005. – 240 с. 10. Загашев И.О., Заир - Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя. – СПб; Альянс «Дельта», 2003. – 284 с. 11. Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по вниманию. / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 295 с 12. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. – М. : МОДЭК, 2003. – 720 с. 13. Пол Р. У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире, 1990. – 47с. 14. Павлов, И. П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах / И.П. Павлов. М.: Медгиз, 1954. –192с. 15. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990. – 215 с. 16. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении младших школьников. М.: Просвещение, 2015. – 268 с. 17. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. – 126 с. Статьи 18. Волков Е. Н. Тесты критического мышления: вводный обзор // Психологическая диагностика. 2015. № 3. С. 5-23. 19. Жемчугова Н.А., Жемчугова И.И. Актуальные проблемы развития мышления и речи // Перспективы развития науки и образования. сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 57-58. 20. Зайко О.А., Смолина С.А., Баснакьян К.С., Умурзаков Ф.Ш. Основополагающие аспекты развития речи у ребенка // Детство, открытое миру. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 158-161. 21. Ковалевская Т.А. Усвоение словарных слов младшими школьниками на основе этимологического анализа ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА. Сборник статей. Витебск, 2017. С. 82-84. 22. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. М., 2008. – 93 с. 23. Краснова Е.А., Никонова К.Р. Влияние развития речи на мышление ребёнка // Форум молодых ученых. 2021. № 1 (53). С. 144-146. 24. Лямагина А.Н., Головченко Н.С., Медведева А.С. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения // Матрица научного познания. 2023. № 11-2. С. 434-437. 25. Мякишева А.В., Гайворонская К.В., Садыков А.Т. Взаимосвязь речи и мышления // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 11-2. С. 35-37. 26. Николина Н.Н. Взаимосвязь мышления, речи и языка // European Research. 2016. № 7 (18). С. 43-44. 27. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении. Вопросы языкознания, 1957. №2. С. 42-48. 28. Сафонова О.В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения // Инновационная наука. 2018. Т. 2. № 5. С. 105-109. 29. Трясорукова Е.Н. Алексеева С.И., Зубкова Е.В., Петрова Э.А. Инновационные игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития образования и науки». Чебоксары, 2017. С. 169-173. 30. Щеголихин В.В. Определение понятий "Язык", "Сознание", "Мышление" // НАУКА СЕГОДНЯ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ. материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». 2019. С. 124-125. 31. Чжу Инли Взаимосвязь мышления, языка и речи // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 176-181.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Цифровой рассказ как средство формирования письменных навыков на начальном этапе обучения
Количество страниц:
35
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Методика преподавания
курсовая работа
Международная конкурентоспособность стран и регионов мира: выбор критериев
Количество страниц:
15
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Мировая экономика
курсовая работа
Понятие и виды договоров в гражданском праве
Количество страниц:
23
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image