-
Демидовский университет

Характеристика сатирических журналов 1920-х годов

курсовая работа
Литература
30 страниц
64% уникальность
2024 год
12 просмотров
Елисеева М.
Эксперт по предмету «История русской литературы»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические и и
2. Сатирические изда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение 3 1. Теоретические и исторические аспекты сатирических изданий 1.1. История становления сатирических изданий 5 1.2. Жанры сатирических изданий 12 2. Сатирические издания 1920-х годов 2.1. Особенности сатирических изданий 18 2.2. Характеристика сатирических изданий на примере журналов «Бегемот» и «Безбожник» 21 Заключение 29 Список литературы 30
Читать дальше
После Октябрьской революции 1917 года появилось множество сатирических изданий. В двадцатые годы прошлого века только русскоязычных сатирических журналов выходило несколько десятков, а общее их число достигало до нескольких сотен. В своей работе «Советская сатирическая проза» Л.Ф. Ершов писал: «… по количеству изданий этот период можно сравнить только с эпохой 1905-1907 гг., когда появилось свыше трехсот журналов» [7, с. 24]. Несмотря на фактическое существование сотен журналов, условия для развития сатирического издания в этот период вряд ли были идеальными и «легкими». Редакторы многих газет, планировавших издавать сатирические журналы, слабо разбирались в юморе и сатире и, поэтому передавали руководство новыми изданиями дореволюционным специалистам, которые отличались сильным консерватизмом. Сложные экономические условия и кризис производства оказали заметное влияние, приведя к исчезновению значительной части сатирических журналов. Актуальность темы исследования определяется, прежде всего тем, что сатирический журнал – это по сути феномен литературы, в исключительной мере характерный для любой эпохи, реализующий просветительскую дидактическую установку, он ищет наиболее ясных и убедительных форм ее выражения. Сатирический журнал начала XХ века представляет собой сложную эстетическую систему, требующую комплексного, многоаспектного исследования. Цель работы – дать характеристику сатирических журналов 1920-х годов. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: – рассмотреть исторический аспект становления сатирических изданий; – рассмотреть теоретический аспект сатирических изданий, а именно жанры сатирических изданий; – рассмотреть сатирические издания 1920-х гг. и определить их особенности; – дать характеристику сатирических изданий на примере журналов «Бегемот» и «Безбожник». Объект исследования – сатирическая журналистика. Предмет исследования – сатирические издания 1920-х гг. Методы исследования: системно-сопоставительный, метод исторического анализа, необходимый для изучения становления и развития сатирических изданий, типологический анализ для классификации данных видов изданий, выявления их структурно-функциональных характеристик, а также метод статистического анализа для определения жанров, наиболее часто используемых в сатирических изданиях. Теоретическую базу в области журналистики составили труды таких авторов как: Горшкова Л.А., Лазутина Г.В., Зыкун Н.И., Тертычный А.А., Бережной А.Ф. и др. Основным эмпирическим материалом для исследования послужили отечественные сатирические журналы 1920-х гг., а также книжные версии журнальных материалов известных сатириков этого периода. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования материала для дальнейшего изучения сатирических изданий и преподавания в области литературы и журналистики. Структура работы состоит из введения, двух основных глав, разделенных на параграфы заключения и списка используемой литературы.
Читать дальше
Русская сатирическая и юмористическая публицистика, зародившись в просвещенную эпоху Екатерины, расцвела в условиях либерализации общества во второй половине XIX века, когда после окончания тридцатилетнего царствования Николая I общество начало разговоры о необходимости перемен, об освобождении слова от цензуры, и обличительные сочинения отразились в появлении многочисленных юмористических и сатирических изданий, ориентированных на разные категории читателей, требовательную и нетребовательную аудиторию, ищущую откровений, развлекательного чтения, пикантных новостей и анекдоты в прессе. Массовое появление юмористических изданий началось с еженедельного иллюстрированного журнала «Весельчак», издававшегося в Петербурге с февраля 1858 по февраль 1859 года, издателем которого был А. Плюшар, редакторами Я.И. Григорьев, Н.М. Львов, А.А. Козлов. Благодаря талантливым авторам (литераторы П.И. Вейнберг, Н.М. Львов, О.И. Сенковский, А.С. Суворин и др., художники В.С. Крюков, А.И. Лебедев, М.О. Микешин), журнал быстро завоевал популярность среди широкого круга читателей и достиг тиража в 8000 экземпляров. Его можно было купить в книжных магазинах, на вокзалах, в трактирах и у разносчиков. Торговцы заворачивали товары (сигареты, свечи, книги и т. д.) в листы «Весельчак». Основная цель издания – развлечь читателя, однако журнал не избежал журнальной полемики как с «Современником», так и с уличными газетами. Журнал был интересен не только нетребовательной публике, но и интеллигентному читателю своими талантливыми текстами и иллюстрациями, направленностью на социальные проблемы, за что часто подвергался критике со стороны цензуры. Успех «Весельчака» в Петербурге весной 1858 г. вызвал появление множества уличных юмористических листков, которые представляли собой своеобразные газетки, как правило, без определенной периодичности выпускавшиеся предприимчивыми издателями. Уличные листки были разными по тематике, разного литературного достоинства, но все они имели развлекательный характер, некоторые не чурались характерных эпох либерального обличительства. Учитывая их широкое распространение и склонность к либеральному обличительству, они придерживались строгой цензуры, и даже в довольно безобидных листках цензурные чиновники находили «предосудительные» мысли. Правительство всегда внимательно следило за публикациями для народа. В 1859 г. – первой половине 1860-х гг. в Петербурге появляется ряд новых еженедельных юмористических и сатирических журналов с карикатурами: «Арлекин» (1859), «Гудок» (1859), «Искра» (1859–1873), «Гудок» (1862), «Заноза» (1863–1865), «Оса» (1863–1865), «Будильник» (1865–1871 – в Петербурге, с 1873 – в Москве) [15]. Более современный сатирический журнал «Будильник», основанный в Санкт-Петербурге в 1865 году и просуществовавший до 1917 года, положил начало более современным сатирическим журналам. В «Будильнике» публиковались различные периоды юмора – от критики современных оппозиционных партий до легкомысленных и безобидных шуток. В период расцвета «Будильника» Антон Павлович Чехов, появившийся в жанре «юмористического календаря», помещал в журнале короткие пародийные заметки с выдуманными новостями и сфабрикованными фактами [2, с. 184]. В начале 1870-х годов единственным журналом, издававшимся в Санкт-Петербурге, был «Маляр» (1871-1878) – «еженедельник карикатуры и юмора». Журнал состоял из четырех страниц и представлял собой альбом карикатур, сопровождаемых короткими текстами. Примерно раз в год к журналу издавались приложения: «Петербург 100 лет спустя, или один день из жизни Ивана Ивановича» (1872), «Записки сумасшедшего» (1873), «Буря» (1874), «Барышни» (1875), «Листки из курса физики» (1876). Публикации журнала касались в основном повседневных вопросов, асоциальные и политические темы, затрагиваемые «Маляром» встречались крайне редко; с 1878 года журнал выходил под названием «Шут», что вполне отвечало его назначению. В декабре 1875 года в Петербурге начал выходить новый еженедельный журнал «Стрекоза» (1875-1918). Это был «художественно-юмористический журнал», издаваемый купцом и фабрикантом Г.К. Корнефельдом, в котором он сыграл значительную роль. Он руководил художественной частью журнала, лично отбирал карикатуры, впервые в России начал печатать иллюстрации методом цинкографии, а иногда даже вмешивался в работу литературно-пропагандистского отдела журнала.
Читать дальше
Благоприятные условия для развития советской сатирической журналистики начали создаваться сразу после перехода СССР от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП). Именно в этот период произошло бурное развитие сатирической журналистики, окончательно утвердились ее принципы, методы и формы. Решающую роль в этом процессе сыграли социально-политические факторы: возрождение частного предпринимательства и буржуазных элементов в условиях НЭПа и усиление влияния буржуазной идеологии на массы. В начале 1920-х годов выходили такие виды сатирических изданий –журналы, газеты, приложения, листовки и даже альманах [4, с. 54]. В период становления НЭПа в зарождающейся стране наблюдались как положительные, так и отрицательные аспекты реализации программы. Первый негативный аспект касался организации труда на производстве и в сельском хозяйстве. В погоне за личной выгодой начальники упускали из виду то, чем должны были управлять. Этот недосмотр повлиял на организацию рабочих, что в свою очередь сказалось на коллективизации всех видов трудовой деятельности. В конечном итоге все это мешало развитию новой экономической политики. Эти и другие аспекты, связанные с новой экономической политикой, были отражены в сатирических изданиях. Главной особенностью сатирических журналов является их язвительное и критическое отношение к различным аспектам жизни. Сатира часто используется для ироничности и остроумности критики социальных недостатков, политических событий и знаменитостей. Сатирические журналы известны своим юмором и сарказмом, которые используются для передачи критической мысли. Часто в сатирических журналах можно встретить игру слов, шутки над известными людьми или использование сарказма для высмеивания определенных явлений. Сатирические журналы для передачи своего послания в значительной степени полагаются на рисунки и карикатуры. Часто рисунки и карикатуры являются ироничным отражением жизни и людей, а также основным средством выразительности в сатирических изданиях. Сатирические журналы обычно создаются командой писателей, что позволяет представить широкий спектр точек зрения и позволяет использовать разнообразный юмор и стили. Разные авторы привносят свою уникальную сатирическую точку зрения, что делает журнал интересным и разнообразным [27]. Сатирические журналы имеют долгую историю популярности и влияния. Они могут играть важную роль в обществе, выражая недовольство и критику власти, разоблачая глупость или недостатки тех или иных явлений, оказывая влияние на общественное мнение. Сатирические журналы предоставляют свободу самовыражения своим авторам и читателям. Они могут выражать свое мнение в ироничной и критической форме, а также с удовольствием читают сатирические материалы, которые помогают понять и поддержать весьма остроумные критические идеи. Сатирические журналы по своей сути бросают вызов стандартам общества и политики. Они могут передавать революционные мысли и протестовать против негативных сторон жизни, а также стимулировать общественное обсуждение и перемены [26]. Также особенностями сатирических изданий можно назвать следующие моменты: – Форма художественного отображения действительности определяется особыми принципами сатирической типизации и спецификой сатирического образа. Она заключается в сознательном «искажении» (путем преувеличения, гиперболизации, гротеска, литоты) предмета изображения с целью показать его комические и нелепые стороны. Поведение автора заключается в явно критическом и негативном отношении к предмету речи на фоне позитивных идеалов, которых придерживается автор, что вписывается в понятие «амбивалентный смех» (одновременно негативный и позитивный). Коммуникативное намерение автора может варьироваться от информативного, предостерегающего, предупреждающего до насмешливого, но всегда завершается в конечном итоге исправлением или прямым отрицанием, или уничтожением данного явления, факта или действия. Сатирический дискурс выполняет практическую и эмоциональную функцию, являясь разновидностью публицистического дискурса [11, с. 97-105]. – Объектами сатирического жанра являются социальные, политические, морально-этические явления и процессы, которые требуют разоблачения, осмеяния, осуждения и искоренения.
Читать дальше
Сатирический журнал является важным инструментом формирования общественного сознания. Он способен повлиять на восприятие, стереотипы и установки людей, вызывая интерес и рефлексию. Сатира способна осветить противоречия и проблемы общества, сделать их объектом обсуждения и изменить некоторые аспекты жизни общества. Сатира признается в обществе прежде всего, как обличительное литературное произведение, в котором в смешной и некрасивой форме описываются негативные явления реальной жизни. Существует множество видов сатиры, сочетание которых делает произведение «острым», критическим и неповторимым. История сатиры в России имеет свои особенности и характеризуется яркостью, «злобностью», социальностью, возводящей самого автора в статус «героя» и «защитника» народа. В двадцатом десятилетии ХХ века сатира, как литературный жанр, была популярным литературным направлением по частоте использования жанра, разнообразию его применения в журналах и газетах, по созданию, говоря современным языком, бренда «сатиры» как особого популярного среди народа литературного направления. В сатире отразилась вся яркость и противоречивость ума российского человека, умение смеяться и плакать над самим собой. Преимущество сатирического журнала заключается в том, что он может заставить людей задуматься над своими установками и стереотипами, поставить вопросы и вызвать рефлексию. Часто сатира раскрывает те противоречия и табу, которые в повседневной жизни замалчиваются или игнорируются. Сатирический журнал имеет своей целью осмеять или подвергнуть критике конкретные явления или лица в обществе. Он может насмехаться над политическими, экономическими, социальными проблемами, персоналиями или группами, делая общество осознанным и активно участвующим в жизни государства.
Читать дальше
Бережной А.Ф. Сатирическая журналистика: учебно-методическое пособие. – СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2004. - 39 с. 2. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. - М.-Л.: Издво АН СССР, 1952. – 587 с. 3. Блинова Э.В. Проблемы жанра и стиля публицистического фельетона. - Томск: Чародей, 1972. - 23 с 4. Брызгалова Е.Н. Сатира и юмористика начала XX века: Учебное пособие. - Тверь: Твер. гос. университет, 2002. - 203 с. 5. Герцен А.И. Собрание сочинений. В 30 т. – М., 1958 г. – 190 с 6. Горшкова Л.А. Жанры журналистики: учебное пособие. – Самара: Издательство Самарского университета, 2023. – 80 с. 7. Ершов Л.Ф. Советская сатирическая проза. М.-Л., 1966. - 296 с. 8. Зыкун Н.И. Сатирические жанры журналистики: проблемы типологии // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - № 1 (33). - С.181-191. 9. История зарубежной литературы XVIII века: [Учеб. по спец. «Рус. яз. и лит.» / Е.М. Апенко, А.В. Белобратов, Т. Н. Васильева и др.; под ред. З.И. Плавскина]. - Москва: Высш. шк., 1991. – 333 с. 10. История русской журналистики XVIII-XIX веков: Учебник / Под ред. Л.П. Громовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. – 528 с. 11. Каминский П.П. Принципы исследования публицистики на современном этапе // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2007. № 1. С. 97–105. 12. Кирилл Мажай. История русского юмора: оружием сатиры. [Электронный ресурс]/ www.mn.ru. 2021. Режим доступа: https://www.mn.ru/long/istoriya-russkogo-yumora-chast-i-oruzhiem-satiry?ysclid=lrho8oegod959188815 (дата обращения 16.01.2024). 13. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. В кн.: Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. Спб., 2000. С. 125-167. 14. Лазутина Г.В. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 320 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Характеристика сатирических журналов 1920-х годов
Количество страниц:
40
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Макроэкономика
реферат
Концепция позиционирования бренда, как уникального торгового предложения
Количество страниц:
20
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Дифференциация социального обеспечения.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право социального обеспечения
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image