ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 5 1.1. Проблема формирования синтаксических речевых умений в начальной школе 5 1.2. Виды творческих упражнений 10 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СИНТАКСИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 17 2.1. Диагностика сформированности синтаксических умений 17 2.2. Формирование синтаксических умений младших школьников в процессе обучения написанию сочинения 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Формирование у младших школьников синтаксических речевых умений посредством использования творческих упражнений на уроках русского языка

курсовая работа
Педагогика
33 страниц
53% уникальность
2024 год
5 просмотров
Ромашкина Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Для целенаправленного развития речи школьников необходимо совершенствовать преподавание синтаксиса. Требования к методике, нацеливающей на свободное владение речью, могут быть сведены к следующим: – рассматривать языковые явления в системе и во взаимосвязи; – подходить к анализу явлений языка в единстве трех параметров; – отбирать языковой материал с учетом задач речевого общения; – в процессе преподавания опираться на основную единицу речи – предложение. Задача школы (в том числе и начальной) состоит не в том, чтобы сообщать учащимся разные точки зрения, существующие в лингвистической науке по поводу того или иного грамматического явления. школьники должны понять данное языковое явление, научиться узнавать его среди других. Эти наблюдения способствуют развитию логического мышления, обостряют «грамматическую зоркость», учат видеть за конкретными фактами речи общее для многих речевых явлений. Объект исследования: развитие речи младших школьников на синтаксическом уровне на уроках русского языка. Предмет: творческие упражнения как средство формирования у младших школьников синтаксических речевых умений. Цель: выявить и обосновать проблему формирования у младших школьников синтаксических речевых умений посредством использования творческих упражнений на уроках русского языка. Из цели исследования вытекают его основные задачи: 1. Рассмотреть проблему формирования синтаксических речевых умений в начальной школе. 2. Изучить виды творческих упражнений. 3. Провести диагностику сформированности синтаксических умений. 4. Описать опыт формирования синтаксических умений младших школьников в процессе обучения написанию сочинения. База исследования: Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования для организации работы на уроках русского языка в начальных классах. Практическая значимость определяется тем, что: 1. Собран и систематизирован материал по теме исследования. 2. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в работе учителей начальных классов. В основу нашей работы была положена гипотеза: формирование синтаксических умений будет протекать успешнее на уроках русского языка посредством использования творческих заданий, в частности в ходе обучения написанию сочинений, рассказов. В ходе работы были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, метод наблюдения, констатирующий эксперимент. В структурном отношении данная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка литературы. В списке использованной литературы 16 источников.
Читать дальше
1.1. Проблема формирования синтаксических речевых умений в начальной школе Формирование синтаксических речевых умений в начальной школе является важной задачей, которая направлена на развитие навыков грамотного и связного изложения мыслей. Синтаксические речевые умения позволяют ученикам правильно организовывать предложения, использовать разнообразные синтаксические конструкции и выражать свои мысли точно и ясно. Однако, данная проблема часто остается недостаточно исследованной и не получает достаточного внимания со стороны педагогов. В отличие от других «уровней» или «ярусов» языка... синтаксис непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом коммуникации. Занимая такое место в языковой системе и выполняя такую роль в осуществлении языком его «назначения», «синтаксические категории отличаются наиболее высокой степенью абстракции» («абстракцией в 3-й степени», как образно писал Д.II. Богоявленский). Это объясняет особые трудности методической интерпретации предназначенного для изучения в школе материала по синтаксису. Но поскольку формирование школьного курса синтаксиса фактически в течение долгого времени было подчинено работе по пунктуации, для чего во многих случаях можно ограничиться рассмотрением структурных, формальных признаков синтаксической конструкции, эти трудности не преодолевались, а замалчивались [4, стр. 28]. Сложилась устойчивая традиция рассматривать основные понятия синтаксиса на уровне языковой интуиции, подкрепляемой логическими, лексическими, морфологическими фактами. В результате происходит отожествление понятий «грамматическое значение» и «содержание» предложения (под значением понимается информативное содержание высказывания); понятие «член предложения» рассматривается на лексическом или морфологическом уровне: соответствующее явление языка опознается не по отношению одного компонента синтаксической конструкции к другому компоненту, а по вопросу к изолированной словоформе — по так называемому морфологическому вопросу (например: девочка с косичками — (с чем?) с косичками — дополнение) или по лексическому значению слова (например: Дом напротив старинный — (где?) напротив — обстоятельство) [6, стр. 20].
Читать дальше
2.1. Диагностика сформированности синтаксических умений Экспериментальная работа проходила на базе МБОУ. В практической работе принимали участие 30 детей, обучающихся 3 «А» и 3 «Б» классов. Список детей, участвующих в исследовании, приведен в приложении 1. Обучающиеся 3 «А» класса вошли в контрольную группу, обучающиеся 3 «Б» – в экспериментальную. Была проведена стартовая диагностика уровня сформированости синтаксических умений детей. На втором этапе реализовывался комплекс мероприятий, направленный на формирование синтаксических умений детей, посредством работы над творческим сочинением на уроках русского языка. При разработке содержания диагностических заданий мы руководствовались необходимостью постановки ребенка в такие условия, в которых он мог бы в полной мере проявить творческие способности. Задание. «Диагностика уровней развития письменной речи младших школьников» Л.П. Уфимцевой; Детям было дано 4 задания, которые они должны были выполнить письменно: 1. Распределение предложений в их логической последовательности; 2. Составление по картинкам рассказа про мальчика; 3. Составление предложения их данных слов; 4. Продолжение мысли текста.
Читать дальше
В процессе исследования было выявлено, что использование творческих упражнений на уроках русского языка способствует формированию синтаксических речевых умений у младших школьников. Такие упражнения позволяют активизировать детскую мысль, развивать их творческое мышление и фантазию, а также повышать интерес к изучению русского языка. Первоочередная задача педагога - привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением. Cвязно излагать свои мысли в устной и письменной форме - это сложное умение, которое требует от ученика не только нужной ступени общего развития, но и овладения определенными навыками. Ученик должен научиться обдумывать тему, правильно располагать мысли и точно их выражать. Задача учителя - научить школьников сначала вдумываться в тему, затем осмысливать ее границы, правильно раскрывая тему сочинения. Учащиеся должны уметь подчинять свое сочинение определенной мысли, отбирать для него нужный материал, поскольку именно это умение обеспечивает его содержательность. Отбор и сбор материала к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся является сама жизнь или ее отражение в книгах и живописи, нужно научить ребят наблюдать, работать с книгой, всматриваться в картину и видеть её детали. Формирование этих умений и лежит в основе грамотного сбора материала для сочинения. Учащиеся должны научиться систематизировать материал. Без отбора не может быть систематизации. В то же время, в некоторых случаях недостаточно лишь отобрать факты, необходимо их сгруппировать и определить последовательность подачи материала в сочинении. Поэтому, говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и продумывать последовательность изложения, составление плана, связь отдельных частей между собой. В своём сочинении ученик должен показать умение строить сочинение в определенной композиционной форме, правильно и «хорошо» выражать свои мысли, исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. его совершенствовать. В результате работы по развитию синтаксической стороны речи у младших школьников с использованием творческих упражнений, в частности написания творческого сочинения, были получены следующие результаты: 1. Улучшение навыков построения сложных предложений. Посредством выполнения творческих упражнений, дети стало активно применять разнообразные связки и союзы, что позволило им строить более сложные и грамматически правильные предложения. 2. Расширение словарного запаса и использование разнообразных лексических единиц. При написании творческих сочинений, дети были вынуждены использовать различные слова и выражения, чтобы передать свои мысли и идеи. Это способствовало расширению их словарного запаса и улучшению качества письменной речи. 3. Развитие навыков организации текста и последовательного изложения мыслей. В процессе написания творческого сочинения, дети осознали важность логической структуры текста и научились последовательно и связно излагать свои мысли. Это способствовало развитию навыков письменного выражения и формированию умения структурировать текст. 4. Повышение креативности и фантазии. Творческие упражнения, такие как написание творческого сочинения, стимулировали детей к развитию своей креативности и фантазии. Они научились придумывать интересные сюжеты, описывать персонажей и создавать уникальные истории. Таким образом, выполнение творческих упражнений, включая написание творческого сочинения, способствует развитию синтаксической стороны речи у младших школьников. Дети улучшают навыки построения сложных предложений, расширяют свой словарный запас, развивают навыки организации текста и выражения своих мыслей, а также развивают свою креативность и фантазию. Также было выявлено, что использование творческих упражнений на уроках русского языка способствует не только формированию синтаксических речевых умений, но и развитию других ключевых компетенций, таких как коммуникативная, когнитивная и социальная. Это позволяет детям более успешно взаимодействовать с окружающим миром и достигать успеха в учебе. Таким образом, использование творческих упражнений на уроках русского языка является эффективным и перспективным подходом к формированию синтаксических речевых умений у младших школьников. Данная работа может быть полезной как для учителей, так и для исследователей, занимающихся проблемами развития речи у детей. Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза оказалась верна.
Читать дальше
1. Буланова С.Ю. Особенности формирования синтаксического строя письменной речи младших школьников / С.Ю. Буланова // Начальная школа. – 2019. -№ 11. – С. 85 - 88. 2. Буланова Ю.С. Формирование синтаксического строя речи младших школьников / С.Ю. Буланова – Архангельск, 2020. – 187 с. 3. Буланова С.Ю. Усвоение младшими школьниками синтаксических структур сложного предложения / С.Ю. Буланова // Начальная школа. - 2018. - № 11. – С. 15 – 18. 4. Буланова С.Ю. Методические подходы к изучению синтаксиса русского языка / С.Ю. Буланова // Начальная школа. – 2021. -№ 2. С. 27- 30. 5. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебик для вузов. 3-е изд., исправленное и переработанное / Н.С. Валгина - М.: Высшая школа, 2003 – 416 с. 6. Виноградов В.В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения // Вопросы языкознания. - 1954. - №1. –С.3-29. 7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев – М.: Просвещение, 1961. – 336 с. 8. Зуева С.В. Зачем и как изучать сложное предложение в начальной школе / С.В. Зуева // Начальная школа. - 2022. - №1. – С. 56-58. 9. Зуева С.В. Изучение сложного предложения в начальной школе как одно из условий развития речи учащихся / С.В. Зуева: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Ульяновск, 1999. – С. 108 10. Киселева Е.А. Развитие синтаксического строя речи младших школьников / Е.А. Киселева, Е.А. Жесткова // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. - № 2. – 141 – 145. 11. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебник для пед. вузов. Издание 6. –дополн. / под ред. М.Р. Львова – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 487 с. 12. Московкина Г.А. Методы изучения синтаксиса в школе: учебник / Г.А. Московкина – Краснодар, 1978. – 196 с. 13. Орлова А.М. Усвоение синтаксических понятий учащимися: Книга для учителя / А.М. Орлова – М.: Просвещение, 1970. – 326 с. 14. Перцева Н.К. О причинах ошибок младших школьников при конструировании и анализе предложений / Н.К. Перцева //Начальная школа. – 2021. - №11. – С. 78 – 82. 15. Перцева Н.К. Сопоставление предикативной связи и связи непредикативной как единство различения предложения и словосочетания / Н.К. Перцева // Начальная школа. – 2022. -№ 3. – С. 39 16. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский – М.Академия, 2001. – 453 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Влияние имиджа руководителя на корпоративную культуру
Количество страниц:
30
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология
курсовая работа
Комплекс геодезических работ по реконструкции дорожного полотна автомобильной дороги Черемхово-Голуметь-Онот
Количество страниц:
45
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Геодезия
курсовая работа
Формирование у младших школьников рефлексивных умений в процессе работы над ошибками на уроках русского языка
Количество страниц:
35
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Методика преподавания
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image