В процессе исследования было выявлено, что использование творческих упражнений на уроках русского языка способствует формированию синтаксических речевых умений у младших школьников.
Такие упражнения позволяют активизировать детскую мысль, развивать их творческое мышление и фантазию, а также повышать интерес к изучению русского языка.
Первоочередная задача педагога - привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением. Cвязно излагать свои мысли в устной и письменной форме - это сложное умение, которое требует от ученика не только нужной ступени общего развития, но и овладения определенными навыками.
Ученик должен научиться обдумывать тему, правильно располагать мысли и точно их выражать. Задача учителя - научить школьников сначала вдумываться в тему, затем осмысливать ее границы, правильно раскрывая тему сочинения. Учащиеся должны уметь подчинять свое сочинение определенной мысли, отбирать для него нужный материал, поскольку именно это умение обеспечивает его содержательность. Отбор и сбор материала к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся является сама жизнь или ее отражение в книгах и живописи, нужно научить ребят наблюдать, работать с книгой, всматриваться в картину и видеть её детали.
Формирование этих умений и лежит в основе грамотного сбора материала для сочинения. Учащиеся должны научиться систематизировать материал. Без отбора не может быть систематизации. В то же время, в некоторых случаях недостаточно лишь отобрать факты, необходимо их сгруппировать и определить последовательность подачи материала в сочинении. Поэтому, говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и продумывать последовательность изложения, составление плана, связь отдельных частей между собой.
В своём сочинении ученик должен показать умение строить сочинение в определенной композиционной форме, правильно и «хорошо» выражать свои мысли, исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. его совершенствовать.
В результате работы по развитию синтаксической стороны речи у младших школьников с использованием творческих упражнений, в частности написания творческого сочинения, были получены следующие результаты:
1. Улучшение навыков построения сложных предложений. Посредством выполнения творческих упражнений, дети стало активно применять разнообразные связки и союзы, что позволило им строить более сложные и грамматически правильные предложения.
2. Расширение словарного запаса и использование разнообразных лексических единиц. При написании творческих сочинений, дети были вынуждены использовать различные слова и выражения, чтобы передать свои мысли и идеи. Это способствовало расширению их словарного запаса и улучшению качества письменной речи.
3. Развитие навыков организации текста и последовательного изложения мыслей. В процессе написания творческого сочинения, дети осознали важность логической структуры текста и научились последовательно и связно излагать свои мысли. Это способствовало развитию навыков письменного выражения и формированию умения структурировать текст.
4. Повышение креативности и фантазии. Творческие упражнения, такие как написание творческого сочинения, стимулировали детей к развитию своей креативности и фантазии. Они научились придумывать интересные сюжеты, описывать персонажей и создавать уникальные истории.
Таким образом, выполнение творческих упражнений, включая написание творческого сочинения, способствует развитию синтаксической стороны речи у младших школьников. Дети улучшают навыки построения сложных предложений, расширяют свой словарный запас, развивают навыки организации текста и выражения своих мыслей, а также развивают свою креативность и фантазию.
Также было выявлено, что использование творческих упражнений на уроках русского языка способствует не только формированию синтаксических речевых умений, но и развитию других ключевых компетенций, таких как коммуникативная, когнитивная и социальная. Это позволяет детям более успешно взаимодействовать с окружающим миром и достигать успеха в учебе.
Таким образом, использование творческих упражнений на уроках русского языка является эффективным и перспективным подходом к формированию синтаксических речевых умений у младших школьников. Данная работа может быть полезной как для учителей, так и для исследователей, занимающихся проблемами развития речи у детей.
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза оказалась верна.