ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6 1.1. Умение корректировать письменные тексты как рефлексивное метапредметное умение, формируемое у младших школьников на уроках русского языка 6 1.2. Приемы формирования у младших школьников рефлексивных умений в процессе работы над ошибками на уроках русского языка 11 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 18 2.1. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у учащихся начальных классов 18 2.2. Включение приёмов, способствующих формированию у младших школьников рефлексивных умений в уроки работы над ошибками 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ТГПУ им. Л.Н. Толстого
3 курс

Формирование у младших школьников рефлексивных умений в процессе работы над ошибками на уроках русского языка

курсовая работа
Языки
35 страниц
70% уникальность
2024 год
15 просмотров
Ромашкина Д.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования: в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, которое невозможно без развитых умений в рефлексии, самооценке, самоконтроле, самокоррекции. Вследствие чего формирование регулятивных УУД становится актуальным. Важным аспектом в обучении русскому языку является формирование у школьников универсальных учебных действий. У учащихся должны сформироваться такие важные качества, как ответственность, самостоятельность, умение ставить перед собой цель деятельности, планировать свою деятельность, проводить самокоррецию, самоконтроль, самооценку полученных результатов деятельности. Эффективность развития и формирования регулятивных УУД может быть в том случае, если она будет обеспечена целостной системой, то есть осуществляться в русле рефлексивного подхода. Рефлексивный подход в формировании регулятивных УУД предполагает использование новых и корректировку традиционных приёмов и методов обучения. К ведущим относятся рефлексивный вопрос и познавательная рефлексивная задача. Современные УМК по русскому языку должны содержать такие задания, которые бы отвечали современным требованиям. Проанализировав учебный комплект по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой, было выявлено, что теоретические и практические материалы учебников не в полной мере направлены на развитие регулятивных учебных универсальных действий. Формирование рефлексивных умений у младших школьников в процессе работы над ошибками на уроках русского языка является важной задачей обучения. Рефлексия — это способность анализировать свои ошибки, выявлять причины их возникновения и находить способы их исправления. Для формирования рефлексивных умений у младших школьников необходимо создать специальную обстановку на уроке, которая позволит детям осознать свои ошибки и научиться исправлять их. Важно поощрять детей к самоконтролю и самооценке своей работы. Важно помнить, что формирование рефлексивных умений — это длительный процесс, который требует постоянной практики и поддержки со стороны преподавателя. Однако, если ученики научатся анализировать свои ошибки и находить способы их исправления, это поможет им стать более самостоятельными и успешными в обучении русскому языку. Анализ текстов на уроках русского языка позволяет ученикам расширять свой словарный запас, изучать новые слова и выражения, а также понимать правильное использование грамматических конструкций. Объект исследования: формирование у младших школьников регулятивных УУД на уроках русского языка. Предмет: приёмы формирования у младших школьников рефлексивных умений в процессе работы над ошибками на уроках русского языка. Цель: выявить и обосновать проблему формирования у младших школьников рефлексивных умений в процессе работы над ошибками на уроках русского языка. Из цели исследования вытекают его основные задачи: 1. Рассмотреть умение корректировать письменные тексты как рефлексивное метапредметное умение, формируемое у младших школьников на уроках русского языка. 2. Охарактеризовать приемы формирования у младших школьников рефлексивных умений в процессе работы над ошибками на уроках русского языка. 3. Провести диагностику уровня сформированности рефлексивных умений у учащихся начальных классов. 4. Привести примеры включения приёмов, способствующих формированию у младших школьников рефлексивных умений в уроки работы над ошибками. Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования для организации работы на уроках русского языка в начальных классах. Практическая значимость определяется тем, что: 1. Собран и систематизирован материал по теме исследования. 2. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в работе учителей начальных классов. В основу нашей работы была положена гипотеза: формирование рефлексивных умений будет протекать успешнее на уроках работы над ошибками. В ходе работы были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, метод наблюдения, констатирующий эксперимент. В структурном отношении данная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка литературы. В списке использованной литературы 21 источник.
Читать дальше
1.1. Умение корректировать письменные тексты как рефлексивное метапредметное умение, формируемое у младших школьников на уроках русского языка Современный учитель сегодня оказался в очень непростой ситуации: его ученики должны успешно сдавать предметные экзамены разного уровня и в то же время показывать хорошие результаты по читательской грамотности. Парадокс ситуации состоит в том, что бежать надо одновременно в разные стороны: все экзамены и итоговые работы ориентированы на проверку достижения планируемых результатов обучения по предмету, а сформированная читательская грамотность (как часть функциональной грамотности) - это результат метапредметный. К тому же и проверяется она на текстах, не соотносимых с конкретным школьным курсом. В этом убеждают нас материалы банка заданий по читательской грамотности, опубликованные в рамках реализации проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» на сайте Института стратегии развития образования РАО (http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/). Комментируя их, руководитель проекта Г. Н. Ковалева на многочисленных конференциях и семинарах, где были представлены итоги PISA-2018 и особенности проекта, неоднократно подчеркивала: для выполнения задания ученик должен сам определить, какие предметные знания он может привлечь, отвечая на вопросы к тексту. Российские школьники показывают очень невысокие результаты при выполнении таких заданий, потому что они привыкли выполнять задания, только связанные с каким-то определенным предметом. «Чтобы показать высокий результат в исследовании PISA, учащиеся должны экстраполировать свои знания, мыслить за пределами предметных дисциплин и творчески применять свои знания в новых ситуациях», - утверждает куратор PISA Андреас Шляйхер [4, стр. 17].
Читать дальше
2.1. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у учащихся начальных классов Опытно-экспериментальная база исследования – В эксперименте принимали участие ученики 3 Б класса в количестве 20 человек. Обучение осуществляется по УМК «Русский язык. 3 класс» А.В. Поляковой, разработанному в рамках системы развивающего обучения Л. В. Занкова. На констатирующем этапе была поставлена цель: выявить уровень сформированности рефлексивных умений у учащихся начальных классов. Для установления уровней сформированности рефлексивных умений учащихся экспериментального класса мы пользовались критериями, разработанными Т.Ф. Ушевой на основе вышеперечисленных показателей: Высокий уровень – ученик активно проявляется в деятельности, может активно предлагать и реализовывать свои способы деятельности; способен прогнозировать результаты коллективной работы, самостоятельно определяться в ситуации и соотносить результаты с целью деятельности; может безоценочно представлять ситуацию в целом, отдельных её участников и себя; может прогнозировать свои действия и действия других участников коллектива; набирает 55-75 баллов по результатам исследования. Средний уровень – ученик испытывает незначительные затруднения по одному или двум из параметров, определённых для каждого вида рефлексивных умений; допускается вариант отсутствия яркого проявления одного из параметров; набирает 35-54 балла по результатам исследования.
Читать дальше
Рефлексивные умения являются важной составляющей развития личности младшего школьника. Они позволяют ученикам осознавать и анализировать свои действия и мысли, что способствует повышению самостоятельности и ответственности за свое обучение. Работа над ошибками на уроках русского языка играет ключевую роль в формировании рефлексивных умений у младших школьников. Ошибки становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, которая помогает ученикам осознать свои проблемные моменты и найти пути их исправления. В процессе работы над ошибками необходимо использовать разнообразные методы и приемы, которые способствуют активизации рефлексии учащихся. Это могут быть различные виды самооценки, обратная связь со стороны учителя, анализ причин ошибок и поиск путей их устранения. Важно создать благоприятную атмосферу на уроках, где ученики не боятся совершать ошибки, а видят их как возможность для развития. Педагог должен поддерживать их в этом процессе, помогая осознавать свои успехи и прогресс. Формирование рефлексивных умений требует систематической работы и постепенного развития со временем. Учитель должен планировать уроки таким образом, чтобы включить в них элементы работы над ошибками и стимулировать учеников к самостоятельному анализу и самооценке. В результате проведенной диагностики уровня сформированности рефлексивных умений учащихся начальных классов, были получены следующие выводы: 1. Участники с высоким уровнем рефлексивных умений проявляют способность осознавать и анализировать свои действия и мысли. Они обладают высокой саморефлексией и способностью к самооценке. Такие ученики активно участвуют в уроке и способны самостоятельно решать задачи. 2. Участники со средним уровнем рефлексивных умений имеют некоторую осознанность своих действий и мыслей, но не всегда способны анализировать их. Они могут оценить свои достижения и ошибки, но иногда нуждаются в помощи учителя. 3. Участники с низким уровнем рефлексивных умений имеют ограниченную осознанность своих действий и мыслей. Они испытывают затруднения при выполнении задач и требовать дополнительной помощи и индивидуального подхода. Проведенная работа по включению приемов, способствующих формированию у младших школьников рефлексивных умений в уроки работы над ошибками, привела к положительным результатам. В ходе исследования было выявлено, что использование данных приемов способствует более глубокому пониманию детьми своих ошибок и активному участию в процессе исправления этих ошибок. Также было отмечено, что дети стали более осознанно относиться к своей учебной деятельности и проявлять большую ответственность за результаты своей работы. Использованные приемы позволили детям более точно определять свои ошибки и причины их возникновения. Это помогло им более эффективно работать над исправлением этих ошибок. Прием «развивающее оценивание» способствовал формированию у детей навыков самооценки и самоконтроля. Они начали более критически относиться к своей работе, что позволило им более успешно справляться с заданиями. Таким образом, использование приемов, способствующих формированию рефлексивных умений у младших школьников в уроках работы над ошибками, является эффективным методом обучения. Такая работа помогает детям лучше понимать свои ошибки, активнее работать над их исправлением и более успешно учиться в целом. В целом, работа над ошибками на уроках русского языка представляет собой эффективный инструмент для формирования рефлексивных умений у младших школьников. Она способствует их личностному развитию, повышению самосознания и ответственности за собственное обучение. Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза оказалась верна.
Читать дальше
1. Аннушкин, В. И. История русской риторики. Риторические труды (1815 - 1825)[Текст] /В. И. Аннушкин, Я.В. Толмачев. // История русской риторики. - Флинта, 2016. - 780 с. 2. Архипова, Е. В. Об уровне развития речи в начальной школе [Текст] / Е. В. Архипова // Начальная школа. - 2020. - №4. - С. 35-39. 3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С. В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2018. - 151 с. 4. Демидчик, Г. С. Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников средствами служебных частей речи [Текст]: работа к.п.н. /Г. С. Демидчик. - Казань, 2021. - С. 8. 5. Ефименкова, JI. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / JI. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2014. - 197 с. 6. Канакина, В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций [Текст]: в 2 ч. / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2015. - 305 с. 7. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]: в 2 ч. / Л.Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2011. - 288 c. 8. Ладыженская, Т. А. Речь. Речь. Речь. [Текст]: Кн. для учителя / под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 2020. - 335 с. 9. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика нач. образования» / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. -М.: Асademia, 2019. - 468 с. 10. Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды [Текст]. // Русский язык в школе. - 2021. - №4. - С. 34-39. 11. Соловейчик, М.С. Формирование умений связной речи [Текст] // Начальная школа. - 2019. - №7. - С. 18-24. 12. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. - М.: Просвещение, 2018. - 414 с. 13. Тивикова, С. К. Диагностика речевого развития младших школьников [Текст] / С. К. Тивикова. - Н.Новгород: Дятловы горы, 2014. - 168 с. 14. Тивикова, С. К. Речевое развитие младших школьников [Текст] / С.К. Тивикова. - Н.Новгород: Дятловы горы, 2006. - 219 с. 15. Устименко, И. А. Речевой урок русского языка в начальных классах [Текст] / И. А. Устименко // Начальная школа. - 2020. - № 11. - С. 31-35. 16. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать [Текст] / К. Фопель. - М.: Pfyffer, 1998. - 542 с. 17. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку [Тексет] : Пособие для учителя / Авт.-сост. Б. Т. Панов, JL Я. Яковлева. - М : Просвещение, 1991. - 245 с. 18. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст] : Учебное пособие / С. Н. Цейтлин. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с. 19. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г. А. Цукерман. -М.: Рига, 2000. - 159 с. 20. Шуваева, А. В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом [Текст] / : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / А. В. Шуваева ; Рязан. гос. гед. ун-т. - Рязань, 2022. - 220 с. 21. Щеголева, Г. С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе [Текст]: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования / Г. С. Щеголева. - 3-е изд., испр. - СПб : Специальная Литература, 2019. - 256 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Исследование поведения покупателя при покупке товара
Количество страниц:
45
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Организация и технология хранения товаров в магазине
Количество страниц:
20
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image