ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1.ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ..........................................................................6
1.1Определение понятий «потерпевший» и «свидетель».......................................6
1.2 Правовые аспекты обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей..................................................................................................................11
1.3 Роль и обязанности органов внутренних дел в обеспечении безопасности потерпевших и свидетелей.......................................................................................14
2.ПРОЦЕДУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ..............................................21
2.1 Определение уровня угрозы для потерпевших и свидетелей.........................21
2.2 Меры защиты и содействия, предоставляемые органами внутренних дел...26
2.3 Координация действий между различными органами и учреждениями в целях обеспечения безопасности.............................................................................31
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ........40
3.1 Анализ существующей практики обеспечения безопасности........................40
3.2 Выявление проблем и недостатков в существующей системе обеспечения безопасности.............................................................................................................45
3.3 Разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию работы органов внутренних дел..........................................................................................50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................56
Читать дальше
Тема исследования «Обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей органами внутренних дел» является крайне актуальной и важной. В современном обществе, где преступность продолжает быть серьезной проблемой, защита прав и безопасности потерпевших и свидетелей является неотъемлемой частью правосудия.
Потерпевшие и свидетели часто сталкиваются с угрозами и насилием, особенно когда речь идет о серьезных преступлениях. Поэтому гарантировать их безопасность и защиту является приоритетной задачей органов внутренних дел.
Органы внутренних дел имеют ряд мер и инструментов для обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей. Во-первых, это могут быть меры психологической поддержки, оказание помощи в решении возникающих проблем и необходимости в защите. Во-вторых, это защита физическая, которая включает в себя предоставление охраны, организацию свидетельской защиты и создание условий для анонимного свидетельства.
Кроме того, важным аспектом обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей является их информационная защита. Органы внутренних дел должны гарантировать конфиденциальность данных свидетелей, чтобы предотвратить возможные утечки информации и вмешательство в дело со стороны третьих лиц.
В последнее время все больше признания получает также важность социальной поддержки потерпевших и свидетелей. Органы внутренних дел должны сотрудничать с другими социальными службами и организациями, предоставлять информацию о доступных помощниках и специалистах, а также устанавливать процедуры для оперативной реакции на запросы потерпевших или свидетелей.
Таким образом, обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей является актуальной исследовательской темой, требующей дальнейшего изучения и развития эффективных мер для защиты их прав и интересов.
Цель – проанализировать обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей органами внутренних дел.
Задачи:
– рассмотреть определение понятий «потерпевший» и «свидетель»;
– обозначить правовые аспекты обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей;
– охарактеризовать роль и обязанности органов внутренних дел в обеспечении безопасности потерпевших и свидетелей;
– провести определение уровня угрозы для потерпевших и свидетелей;
– охарактеризовать меры защиты и содействия, предоставляемые органами внутренних дел;
– проанализировать координацию действий между различными органами и учреждениями в целях обеспечения безопасности;
– провести анализ существующей практики обеспечения безопасности;
– выявить проблемы и недостатки в существующей системе обеспечения безопасности;
– разработать рекомендации и предложения по совершенствованию работы органов внутренних дел.
Объектом исследования являются потерпевшие и свидетели преступлений, которые обращаются за помощью и защитой к органам внутренних дел.
Предметом исследования является механизм обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении нашего понимания эффективных стратегий и подходов к обеспечению безопасности данной категории лиц. Исследование позволит углубить знания о том, как органы внутренних дел могут эффективно защитить потерпевших и свидетелей преступлений, предоставить им необходимую поддержку и улучшить их качество жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть применены для улучшения работы органов внутренних дел в области обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей преступлений. Это поможет разработать и внедрить более эффективные политики, программы и процедуры в работе правоохранительных органов, способствуя более качественной защите и поддержке потерпевших и свидетелей.
Исследование также может способствовать повышению осведомленности общественности о проблемах, связанных с безопасностью потерпевших и свидетелей, и поднятию общественного диалога по этому вопросу. Это может способствовать созданию более осознанного и поддерживающего окружения, где потерпевшие и свидетели могут чувствовать себя защищенными и поддержанными.
Таким образом, исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость, внося вклад в наше понимание и разработку мер по обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей преступлений со стороны органов внутренних дел.
Методы исследования в работе – сравнение и анализ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
Понятия «свидетель» и «потерпевший» обычно использованы в контексте правоохранительной сферы и юридических процессов, таких как следствие и судебное разбирательство. Они обозначают различные роли и статусы в этих процессах.
Свидетель - это лицо, которое имеет информацию о событии, происшедшем в прошлом, и может рассказать об этом. Они обычно вызываются для дачи своих показаний или свидетельских показаний в суде или перед следственными органами. Свидетели могут быть очевидцами преступления или иметь информацию, которая может помочь разобраться в случае.
В соответствии со ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний [2].
Потерпевший - это лицо, которое стало жертвой преступления или произошедшего инцидента. Они прямо пострадали от действий других людей и потерпели ущерб в результате этого. Потерпевший имеет особый статус в правовом процессе и имеет право представить свою позицию, свидетельства и потребовать справедливости и возмещения ущерба, если это применимо.
Таким образом, свидетель и потерпевший - это две разные стороны в правовом процессе. Свидетель предоставляет свидетельства и информацию о событиях, произошедших в прошлом, в то время как потерпевший - это лицо, которое прямо пострадало от таких событий и ищет справедливости и возмещения ущерба
Читать дальше
Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» устанавливает нормы и механизмы государственной защиты лиц, которые имеют статус потерпевших, свидетелей или иных участников уголовного судопроизводства [3].
Закон охватывает широкий круг лиц, включая потерпевших, свидетелей, представителей жертв, иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких. Он призван обеспечить безопасность и защиту прав этих лиц, их участие в уголовном судопроизводстве и предоставить им соответствующие гарантии.
Закон предусматривает меры государственной защиты, такие как предоставление сопровождения и охраны, конфиденциальность персональных данных, особый режим охраны на время уголовного судопроизводства, предоставление психологической и юридической помощи, компенсацию материального и морального вреда и другие меры.
Цель данного закона заключается в обеспечении справедливости, защите прав и интересов людей, вовлеченных в уголовное судопроизводство, способствующих обеспечению их безопасности и содействию правосудию.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 119-ФЗ основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты [3].
Угроза как способ воздействия на указанных в Федеральном законе № 119-ФЗ лиц имеет разнообразные форму, структуру, содержание и самостоятельные исключительные свойства. Существуют различные виды угрозы: угроза взрыва, поджога, обстрела либо иной общеопасный способ; угроза разрушения коммуникаций, порчи жилища (либо иного повреждения чужого имущества); угроза незаконным лишением свободы; угроза похищением ребенка или иного близкого человека; угроза изнасилованием или иными насильственными действиями сексуального характера; угроза инициирования гражданских исков, возбуждения уголовных дел. Как показывает практика, наиболее распространенной является угроза применения физического насилия [3].
Читать дальше
Противоправное воздействие, оказываемое на должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, значительно снижает его эффективность. Согласно данным судебной статистики, за 2016-2020 гг. в общей сложности 245 лиц было осуждено за совершение преступлений, предусмотренных ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование) и ст. 296 УК РФ (угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования), и только в отношении одного подсудимого вынесен оправдательный приговор [5].
В соответствии со статистическими данными, приведенными в постановлении Правительства РФ от 25 октября 2018 г. № 1272 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019–2023 годы»«, в качестве потерпевших и свидетелей по уголовным делам ежегодно привлекается более 10 млн. человек. С 2014 по 2017 гг. в среднем от 3300 до 3900 человек были задействованы в программных мероприятиях в качестве защищаемых лиц, в отношении которых было осуществлено более 33500 мер безопасности. Преимущественно применялись следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице и временное помещение в безопасное место. Как следует из отчѐтного документа МВД России, в 2021 году обеспечена безопасность 2600 человек, в отношении которых применено 7300 мер безопасности. Представленная статистика показывает увеличение количества защищаемых лиц и применяемых к ним мер безопасности, что свидетельствует об актуальности проводимого исследования. Предпринимаемые меры, направленные на обеспечение безопасности в сфере уголовного судопроизводства, способствуют осуществлению законного и справедливого правосудия и одновременно являются неотъемлемой частью государственной политики по борьбе с преступностью. Одним из средств, позволяющих повысить уровень защищенности личности, вовлекаемой в уголовный процесс, является совершенствование уголовно-процессуального законодательства.
В России с 2024 года может начать работать новая госпрограмма обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства. Ее разработчики отметили, что все больше людей, помогающих следствию, нуждается в защите. К ним приставляют охрану или временно перевозят в безопасное место. Иногда им приходится переезжать навсегда, менять имя, фамилию и внешность. Проект постановления, утверждающего программу, опубликовали 13 февраля на портале проектов нормативно-правовых актов. До 27 февраля продолжится его общественное обсуждение [5].
Ежегодно в ходе расследования уголовных дел к участникам уголовного судопроизводства, выступающим в качестве потерпевших и свидетелей, применяются приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Результатом этого становятся случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.
В настоящее время меры государственной защиты применяются в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее - защищаемые лица).
Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» устанавливает систему мер государственной защиты, основания и порядок применения в рамках государственной защиты мер безопасности и мер социальной поддержки защищаемых лиц, определяет органы, на которые возложены обязанности по обеспечению государственной защиты [3].
Читать дальше
Органы внутренних дел имеют важную роль в обеспечении безопасности потерпевших и свидетелей. В законодательстве различных стран предусмотрены меры и механизмы, которые они могут использовать для защиты этих лиц.
Одной из основных задач органов внутренних дел является предотвращение насилия, защита прав и интересов граждан. В случае, если кто-то становится потерпевшим от преступления или является свидетелем, полиция и другие правоохранительные органы должны обеспечить их безопасность и сохранить конфиденциальность информации, связанной с делом.
Органы внутренних дел проводят расследование и собирают доказательства преступления, включая показания потерпевшего и свидетелей. Они должны обеспечить безопасность этих лиц во время допросов и предоставить им все необходимые меры защиты от возможных угроз или мести со стороны подозреваемых или их сообщников.
Полиция также может предоставить программы защиты свидетелей, которые позволяют безопасно сотрудничать с правоохранительными органами и давать показания в суде. Это может включать предоставление нового места жительства, финансовую помощь, конфиденциальность и другие меры, чтобы обеспечить безопасность свидетелей и содействовать их участию в уголовном процессе.
Органы внутренних дел также сотрудничают с другими органами правосудия, чтобы обеспечить безопасность потерпевших и свидетелей во время судебного процесса. Они могут предоставлять эскорт или охрану при появлении на суде и принимать другие меры для предотвращения возможных угроз и неприятностей.
Важно отметить, что безопасность потерпевших и свидетелей - это приоритетная задача органов внутренних дел, и они должны осуществлять все необходимые действия для обеспечения этой безопасности в соответствии с действующим законодательством и нормами правосудия.
В заключение дипломной работы на тему «Обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей органами внутренних дел» можно выделить следующие основные выводы:
1. В рамках исследования было выявлено, что обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей преступлений является одним из важнейших задач правоохранительных органов и имеет высокую общественную значимость. Они должны быть защищены от дальнейших угроз, воздействий, и обеспечены подходящим уровнем безопасности.
2. Результаты исследования показали, что органам внутренних дел необходимо разработать и внедрить эффективные стратегии и подходы для обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей. Важно учесть их индивидуальные потребности и особенности, а также предоставить им профессиональную и эмоциональную поддержку.
3. Было обнаружено, что сотрудники органов внутренних дел должны быть должным образом подготовлены и обучены для работы с потерпевшими и свидетелями преступлений. Им необходимы навыки эмпатии, коммуникации и конфликтного урегулирования, чтобы создать доверительные отношения и обеспечить эффективную защиту.
4. Были выявлены факторы, влияющие на успешность работы органов внутренних дел по обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей. К ним относятся наличие необходимых ресурсов, сотрудничество с другими инстанциями и общественными организациями, а также эффективное использование современных технологий и информационных систем.
5. В заключение можно отметить, что обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей органами внутренних дел требует комплексного подхода и взаимодействия различных структур и институтов правоохранительной системы. Это важное направление работы, которое требует постоянного совершенствования и применения новых методов и подходов.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что эффективное обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей преступлений является неотъемлемой частью правового государства. Он способствует укреплению доверия к правоохранительным органам, справедливости и законности. Поэтому разработка и совершенствование механизмов обеспечения безопасности этой категории лиц является важной задачей, на основе которой можно содействовать повышению общественного благополучия и справедливости.
Читать дальше
1. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 25.12.2023)
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.12.2023). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 25.12.2023)
3. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»(последняя редакция) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48959/ (дата обращения: 25.12.2023)
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2018 № 1272 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo-gov.ru/Document/View0001201810260006?index=5&rangeSize=1 (дата обращения: 25.12.2023)
5. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2023 г. N 1454-47 “Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2024 - 2028 годы» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407553224/ (дата обращения: 25.12.2023)
Литература:
6. Брусницын, Л.В. К вопросу о надзоре за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности участников уголовного процесса / Л.В. Брусницын// Законность. – 2022. – №9. – С. 16-19.
7. Головкина, О.А. Обеспечение безопасности потерпевших как важное условие активности их участия в уголовном преследовании/ О.А. Головкина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://5898523.ru/obespechenie-bezopasnosti-poterpevshix-kak-vazhnoe-uslovieaktivnosti-ix-uchastiya-v-ugolovnom-presledovanii/ (дата обращения: 25.12.2023)
8. Исмагилов, Р.А. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: уголовно-процессуальный аспект / Р.А. Исмаилов// Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. – 2022. – №3. – С. 35-46.
9. Николаев, Е.М. Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов при обеспечении государственной защиты лиц пострадавших от преступлений / Е.М. Николаев// Правовое государство: теория и практика. – 2020. – №42. – С. 94-97.
10. Рябов, С.А. Обеспечение безопасности защищаемых лиц в уголовном судопроизводстве: анализ российского законодательства / С.А. Рябов // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – №5. – С. 161-164.
11. Программа защиты свидетелей: как это работает в России? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/naykama-/programma-zascitysvidetelei-kak-eto-rabotaet-v-rossii5b27f04381bb8e00aab679-d6 (дата обращения: 25.12.2023)
Читать дальше