Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики.
Тема данной работы является актуальной так как в современных условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг.
Объект исследования - государственные финансы
Предметом исследования в представленной работе выбран государственный кредит.
Цель данной работы провести статистическое исследование государственного кредита
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного кредита и его сущность;
- провести анализ показателей динамики;
- провести корреляционный и регрессионный анализы.
В работе используется метод аналитического выравнивания.
Структура курсовой работы включает: введение, основную часть, состоящую из трех разделов, заключение, список использованных источников и приложения.
Читать дальше
1.1. Социально-экономическое значение статистики государственных финансов
Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности [1, с.10].
Назначение государственного кредита проявляется, прежде всего, в том, что он является инструментом в руках государства для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицита государственного бюджета мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами [4, c.15].
При положительном сальдо бюджета мобилизованные с помощью государственных кредитов средства непосредственно используются для финансирования экономических и социальных программ [5, c.26]. Это означает, что государственный кредит, как средство увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. При статистическом изучении бюджета рассчитываются показатели структуры.
Читать дальше
2.2. Корреляционный и регрессионный анализы
Корреляционно-регрессионный анализ – является одним из самых распространенных методов изучения отношений между численными величинами. Его главная цель заключается в нахождении зависимости между двумя параметрами и ее степени с последующим выведением уравнения [9, c.25].
Основной задачей корреляционного анализа является измерение тесноты известной связи между варьирующими признаками. Задача регрессионного анализа – выбор формы связи [10, c.30].
На основе данных, расположенных в таблице 8 проведем корреляционный анализ [11, с.44].
Читать дальше
Снижение долгового бремени и выход страны из «долговой ловушки» возможен лишь при значительном устойчивом росте национального производства и реализации социально-экономической политики, обеспечивающей необходимые условия для подъема деловой и инвестиционной активности. Средние темпы роста ВВП не должны опускаться ниже 4 % в год.
Профицит бюджета с использованием дополнительных доходов должен быть направлен на плановое и досрочное погашение долга [14, c.15].
Сложившаяся ситуация требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения государственного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, в первую очередь на инвестиции, оборону и управление.
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита [15, c.81].
Итак, необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашение долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества, за что расплачиваются уже будущие поколения. На его обслуживание последние годы уходило почти четверть расходов бюджета.
Читать дальше
В работе был проведен корреляционный анализ государственного кредита. На основе располагаемых статистических данных была обозначена линия тренда государственного кредита, дан прогноз государственного кредита до 2029 г. Проведенный анализ обнаружил тенденцию роста государственного кредита в будущем и выявил необходимость принятия оперативных мер реагирования на сложившуюся ситуацию с целью снижения её негативного воздействия на государственный бюджет Российской Федерации.
Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований.
Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.
Читать дальше
1. Бурцева. С. А. Статистика финансов. / Бурцева. С. А. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 325 с.
2. Врублѐвская, О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / О.В. Врублевская, М.В. Романовский; под ред. О.В. Врублѐвской, М.В. Романовского, – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.
3. Гусаров. В. М. Статистика: учебное пособие для вузов. / Гусаров. В. М. ‒М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 ‒ 420 с.
4. Громыко Г.Л. Теория статистики. / Громыко Г.Л. ‒ М.: ИНФРА-М, 2019. - 465 с.
5. Елисеева И. И. Социальная статистика. / Елисеева И. И. М.: Финансы и статистика, 2003. ‒ 251 с.
6. Иванова Ю. Н. Экономическая статистика. / Иванова Ю. Н. ‒ М.: Инфра – М, 1998. ‒ 310 с.
7. Ильенкова С. Д. Макроэкономическая статистика. / Ильенкова С. Д. ‒ М.: Финансы и статистика, 2004. ‒ 370 с.
8. Кучмаева О.В. Демографическая статистика: Учебник. / Кучмаева О.В. ‒М.: Кнорус, 2010. ‒ 312 с.
9. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская; под ред. И.П. Скобелева, А.В. Бровкина, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 480 с.
10. Маличенко И.П. Социально-экономическая статистика с решением типовых задач. / Маличенко И.П. ‒ М.: Феникс, 2010. ‒ 354 с.
11. Моисеев С.Р. Финансовая статистика: денежная и банковская: Учебник. / Моисеев С.Р., Ключников М.В., Пищулин Е.А. ‒ М.: Кнорус, 2010. ‒ 234 с.
12. Назаров М.Г. Статистика финансов. / Назаров М.Г. ‒ М., Омега-л. 2005. ‒ 280 с.
13. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики: Учебник. / Назаров М.Г. ‒ М.: ОМЕГА-Л, 2011. ‒ 315 с.
14. Полякова В.В. Основы теории статистики: учеб. Пособие / Полякова В.В., Шаброва Н.В. ‒М.: М-во образования и науки Рос. Федерации, 2015. ‒ 148 с.
15. Родионова В.М. Финансы. / Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И. - М.: Финансы и статистика, 2006. ‒ 324 с.
Читать дальше