Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Предпосылки секуляризационной реформы………………………5
1.1 Историческая обстановка с XV-XVI века в мировой истории в процессе секуляризации земель………………………………………….…………5
1.2 Процесс секуляризации в Российской империи в XV-XVII веке…......6
Глава II. Подготовка к принятию манифеста о секуляризации……………9
2.1 Разработка законодательных актов секуляризационной реформы 1764 года…………………………………………………………………………..............9
2.2 Суть секуляризации и ее причины, содержание Манифеста о секуляризации монастырских земель……………………………………………..12
2.3 Значение и результаты cекуляризации. Судьба манифеста после Екатерины II………………………………………….……………………………..14
Заключение………………………………..…………………………………17
Список источников и литературы…………………………………………..19
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Мирская жизнь и христианская, светская и церковная, множество столетий является открытым и исследуемым вопросом. Так к XVIII веку сформировались и назрели между государством и церковью ключевые и не простые моменты реформ и преобразований.
Реформы Петра I определили основное положение Церкви в системе Российской империи, целью которых было подчинение церкви государству. С 1700 года государь запрещает проводить выборы патриарха. Для того чтобы укрепить позиции власти и подчеркнуть силу церкви, полностью был ликвидирован институт патриаршества. Отныне всеми делами управляла Духовная коллегия, создан орган государственной власти – Святейший Правительствующий Синод. Петр считал важным, что церковь должна учить крестьян уважать и почитать царя, такова ее роль в жизни государства Российского. В итоге были даже разработаны и введены законы, обязывающие духовенство проводить специальные беседы с крестьянами, которые должны были воздействовать на тех, во всем подчиняться своему императору.
Следующей важной вехой в развитии отношений между церковью и государством стоит считать секуляризацию церковных имуществ, которая произошла в 1764 году, и затронула все церковные учреждения, когда монастыри и кафедры лишаются права на земли.
Данная работа будет посвящена более подробному анализу исторических процессов, происходящих с 1490-х годов по начало XVII века, который характеризуется процессом секуляризации и изъятии земель у монастырей, например у Новгородской кафедры, после того, как был захвачен Великий Новгород. Во время заседания Собора 1503 года «возник спор между «нестяжателями» и «иосифлянами» по поводу монастырского землевладения» [1, 3]. И с этого момента, по словам историка П.В. Верховского, зиждется «мысль о необходимости обращения церковных имений в государственную собственность уже никогда не умирала» [2, 2].
Попыткой секуляризации Петром Великим стоит считать Монастырский приказ, который был возобновлен в 1701 году. Так М. Горчаков отмечает следующее: «По положению своему в ряду других государственных учреждений петровский Монастырский приказ 1701 года явился высшим, центральным для всей России, по особому ведомству, учреждениям, специально посвященным в общем итоге его деятельности преобразовательными целями Петра по отношению к церкви» [3, 123]. Также, он сообщает: «Монастырский приказ как государственное учреждение, есть произведение старой России - приказной системы управления» [3, 146], его положения не были продуманы до конца, поэтому он не был полностью реализован и не был эффективен.
Таким образом, все реформы Петра Великого предшествовали развитию процесса секуляризации, и к правлению Елизаветы Петровны государственные задачи выступают на первый план, так к 60-м годам XVIII века, когда государство решило вопрос изъятием земли у церкви. И так, 27 февраля 1764 года императрица Екатерина II подписывает Указ об изъятии у Православной церкви земель и крестьян, которые будут переданы в распоряжение государства Российского. В конечном итоге, все споры, которые велись между государством и церковью, завершаются в пользу государства.
Целью исследования является изучение исторической многолетней подготовки и издания Манифеста о секуляризации монастырских земель от 1764 года. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Рассмотреть историческую обстановку в России в XV-XVII вв.;
- Изучить процесс секуляризации в Российской империи в XV-XVIII вв.;
Объектом исследования является история появления Манифеста и последствия секуляризационной реформы для Русской Православной Церкви. Предметом исследования является проведение секуляризационных реформ с XV по XVIII век. Структура работы состоит из двух глав и пяти параграфов, а также введения, заключения и списка источников и литературы.
Читать дальше
В XV-XVI веках мировым историческим направлением является уменьшение воздействия религии на общество, где высшим становится царствование правителя, а вовсе не священнослужители. В 1646 году на переговорах по Вестфальскому миру применяется термин «секуляризация», который обозначает «обращенье церковных и монастырских имуществ в светское владенье», а также, «замещенье духовного лица, звания или места светским» [4]. В мировой истории секуляризация была применена в сторону церковной собственности и власти духовенства. Например, в европейской практике секуляризация выражалась в том, что земли принадлежавшие церкви, и все ее имущество в обязательном порядке должны быть отданы своему государству, но на этом процесс не заканчивался, так как позже эти меры распространились на культуру и образование. Все церковное имущество было отдано государству. Так во Франции в 1789 году был издан Декрет о передаче церковных имуществ в распоряжение нации. В этот период духовенство уже перестает быть сословием, и теперь не имеет права на собственность. Следовательно, в эпоху Просвещения, в Европе религия стала просто одним из направлений обычной общественной жизни [5, 2].
Процесс секуляризации в Англии и Нидерландах происходил в период серьезных политических и общественных волнений, революционные настроения присутствовали везде очень активно в XVII - XVIII веке. Данные церковные реформы происходили стихийно, скорее даже имели характер хаоса, не было систематизации и планомерно разработанного плана, и поэтому, учитывая всю ситуацию в странах Европы в этот период, к XVIII веку все европейские страны была охвачена этим процессом. Так же и в Российской Империи, все церковные земли были конфискованы, но этот процесс займет несколько веков и будет более систематизированным и постепенным.
Читать дальше
Время шло своим чередом, происходит борьба за престол, за господство, за правильный государственный порядок. В обществе возникали новые идеи и новые жизненные потребности. В государстве перестройка и в вопросах религии и священничества тоже назревают кардинальные перемены. В XVIII веке поднимается наиболее остро монастырский вопрос, это понятно из изучения событий предшествующих столетий. Теперь при правлении Петра Великого монастырь становится тем учреждением, которое является влиятельным в общественном сознании по отношению к идее «государства монастырь является равным другим учреждениям, которых услугами хочет пользоваться государь» [10].
При Петре Великом государство получило глобальные перестройки и при них монастыри не могли сохранить ни свое влияние, ни прежнюю привилегированность. Здесь можно процитировать слова: «до 2600 монашествующих ютились за монастырскими стенами: они являлись единственно потребителями, а никак не производителями… Около 80 000 крестьянских душ считалось на монастырских землях: они не принадлежали государству, как податные единицы и рабочие силы» [10]. 1701 год духовная власть удалена от управления своими вотчинами, восстановлен Монастырский приказ, и «ему приказано ведать дом святого патриарха, домы архиерейские и монастырские дела, монахам на прокормленье, монастырям на ремонт назначено определенное даянье» [10]. Таким образом, из приведенного текста четко видно, что данный шаг является поворотным во всей многовековой секуляризационной реформе, теперь все финансовые вопросы и доходы обращены только для пользы государства Российского.
К середине XVIII века тема секуляризации церковных имуществ становится более чем актуальной, новой власти нужно было укрепляться в условиях нового абсолютистского режима. В монастырских кругах наблюдаются волнения и восстания, а острый денежный дефицит бюджета диктует изменение условий. Стоит отметить заседание Конференции при высочайшем дворе 30 сентября 1757 года, где императрица Елизавета Петровна «делает узаконение:
1. ввести в духовных владениях офицерское управление взамен «монастырских служек;
2. определить штатное содержание монастырей;
3. взыскать с монастырских вотчин деньги на содержание отставных офицеров и солдат и учредить на собранные суммы «инвалидные дома» [11, 37]. Этот Указ императрицы стоит считать еще одним важным шагом к секуляризации. Но стоит учесть, что на практике это было не так просто осуществить, потому что ни Сенат, ни Синод не знали точных цифр в церковном хозяйстве. Так 24 июля 1760 года члены Синода, участвуют в общей конференции с сенаторами и выдвигают требование не посылать офицеро - управителей в духовные владения.
Читать дальше
Делая вывод, стоит сказать следующее, что процесс секуляризации в России, в целом продлился несколько веков, и стал процессом неоднозначным и достаточно сложным. То меньше, то больше он проявлял себя, начиная с XV века, но проявился более полно только в середине XVIII века. Реформы Петра Великого на законодательном уровне смогли подчинить себе все формы и уклад церковной и монашеской жизни. Именно Петр I дал тот основной толчок активного развития секуляризационных реформ, и подчинить государству контроль над земельной собственностью монашества. Была проведена частичная секуляризация на протяжении всех указанных веков, и она принесла свои плоды.
Главными задачами секуляризации выступали решения финансовых вопросов в стране, с помощью изменения функционирования монастырских и церковных приходов. Так же секуляризация активно происходила и в Европе, и оба этих процесса были незримо связаны, в нашей стране основная ее форма выразилась в политике «Пресвященного абсолютизма». Православие для России – это основная религия, которая призвана не только официальной, а является идеологией для большинства жителей нашей страны и Екатерина II перед объявлением Манифеста о секуляризации церковных земель презентовала себя как покровительницу и защитницу православной церкви и веры.
Главным результатом секуляризационной реформы 1764 года является полное превращение церкви в ведомство государственного управления, а священнослужителей – в чиновников. Некоторые историки считают, что подобная реформа как бы оздоровила церковную жизнь и помогла массе россиян, устранить некоторые противоречия.
Секуляризация на протяжении долгого времени постепенно изменяла отношение людей к руководству страны, она влияла на умы людей, создавая сложные процессы восстания и защиты интересов веры, она меняла и жизнь, и быт людей, восприятие православия у верующих людей.
Монашество и монастыри после Манифеста 1764 года вступили в новую эру развития своей истории. Положение было не простым и трудным, и стоит сказать, что все служители церкви от высших чинов до самых низших могли повлиять на ход событий. И одним из важных моментов для монашеской жизни стоит считать Указ о духовных штатах, который создал возможность Русской Православной Церкви, показать миру примеры православной аскезы, которые смогли проявиться в русском старчестве.
Реформа 1764 года смогла подорвать феодальный строй и привести к утверждению новых, более прогрессивных капиталистических отношений, потому что вся политическая ситуация и исторический ход событий, после XVIII века, требовали серьезных перемен во всем мировом сообществе.
Читать дальше
Богданова А.В. – Секуляризация церковных имуществ 1764 года и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII века) / Дисс. на соиск. уч. степени канд. истор. наук – М. 2015 – 326с.;
2. Верховской П.В. – Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX ст.: Вып. 1 [Электронный источник] / Павел Владимирович Верховской, проф. имп. Варш. ун-та – Варшава: имп. Варш. учеб. окр. – 1912 – 148 с.; - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-v-17-i-19/#source (Дата обращения: 14.01.2023);
3. Горчаков М. – Монастырский приказ (1649-1725) / Опыт историко-юридического исследования / Свящ. М. Горчакова - Санкт-Петербург – тип. А. Траншеля – 1868 г. – 162 с.;
4. История России [Электронный источник] / Секуляризация церковных земель – Режим доступа: https://istoriarusi.ru/imper/sekulyarizaciya-cerkovnich-zemel-ekaterina-2-1764.html?ysclid=lr4trhkhzh27168299 – (Дата обращения: 17.01.2024);
5. Каменский А.Б. – «От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века». (Опыт целостного анализа) / М. РГГУ - 2001 г. – 576 стр.;
6. Карташев А.В. – Очерки по истории русской церкви в 2-х томах [Электронный источник] / Москва; Берлин: Директ-Медиа – 2020 / Том 2 – 495 стр. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-2/2_16 - (Дата обращения: 17.01.2024);
7. Комиссаренко А.И. – Разработка законодательных актов секуляризационной реформы 1764 года / А.И. Комиссаренко // проблемы истории России – Екатеринбург: Волот, 1998 г. – Вып. 2: Опыт государственного строительства XV-XX вв. – с. 34-47;
8. Кузьмичева О.Г. – «К 250-летию знаменитого указа» [Электронный ресурс] / ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-Архитектурный и художественный Музей-заповедник» - Режим доступа: http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=196855 – (Дата обращения: 17.01.2024);
9. Никольский Н.М. – История Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / 2004 г. – 607 стр. – Режим доступа: https://djvu.online/file/ZmmT1T0Ve3B5a - (Дата обращения: 17.01.2024);
10. Полное собрание законов Российской империи / Том XVI – Санкт-Петербург – Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии – 1830 г.;
11. Полянцева А.В. – Предпосылки секуляризационной реформы в Российской империи / Научный журнал КубГАУ – 2016 – с. 1-12;
12. Полянцева А.В. – Секуляризация церковных вотчин в условиях развивающегося абсолютизма. Манифест 1764 года / Вопросы современной юриспруденции – 2016 г. – с. 39-48;
13. Приговор Собора 1580 г. об ограничении церковного землевладения [Электронный источник] / Российское законодательство X-XX вв. Т.3. – с. 26-31; - Режим доступа: https://sedmitza.ru/text/443535.html (Дата обращения: 14.01.2024);
14. Секретарь Л.А. – Монастыри Великого Новгорода и окрестностей / М. – Изд-во: «Северный паломник» - 2011 г. – 597 стр.
15. Соборное Уложение 1649 года: Текст, коммент. [Электронный источник] / Коммент. Г.В. Абрамовича и др. руководитель авт. коллектива А.Г. Маньков. – Ленинград: Наука: Ленингр. Отд-ние, 1987 – 448 с. (Законодательный памятник Рус. Централиз. Государства XV-XVII вв); - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/sobornoe-ulozhenie-1649-goda/#source (Дата обращения: 16.01.2024);
16. Стоглав [Электронный источник] / Казань в типографии Губернского управления – 1862 – с. 435 – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/stoglav/#0_107 (Дата обращения: 14.01.2024);
17. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах [Электронный источник] / Даль В.И. – М.: РИПОЛ классик, 2006 / Том 4. Р-Я – 672 с. / с. 127-374 с. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tolkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-jazyka-v-i-dalja-bukva-s/518 (Дата обращения: 14.01.2023);
18. Федоров В.А. – Русская православная церковь и государство – синодальный период (1700-1917 гг.) / М. «Русская панорама» - 2003 г. – 480 с.;
19. Чистяков О.И. – История отечественного государства и права. Часть I / Под ред. докт. юр. наук, засл. проф. МГУ - О.И. Чистякова, а также, Л.В. Дюков, Ю.А. – Егоров, В.С. Кульницкий, Т.Е. Новицкая, и др. - издание 3-е перераб. и допол. - 2005 г. – 477 стр;
Читать дальше