Вызовы современного мира все чаще сопровождаются необходимостью психологической поддержки, о чем свидетельствует, например, возникновение большого количества онлайн платформ с психотерапевтической помощью, повышенное внимание к значимости ментальных проблем в медиа и социальных сетях, а также появление целого пула научно-популярной литературы по самопомощи. Однако, психологическое состояние человека не ограничивается его бытовой жизнью – современные исследователи особенно выделяют вопросы профессионального ментального здоровья, активно занимаясь разработкой опросников и методов решения проблем, связанных с профессиональным и эмоциональным выгоранием (Водопьянова Н.Е., Муфтахова Ф.С., Старченкова Е.С. и др.).
Стоит отметить, что проблематика эмоционального выгорания присутствует в дисциплинарном поле с 1970-х годов, но не теряет своей актуальности, поскольку частота выгорания прогрессирует параллельно с увеличением общих стресс-факторов, которые есть в современной реальности. Например, экономическая ситуация, в которой находится, скажем, студент четвертого курса педагогического университета, подталкивает его, не пройдя до конца адаптационный период из статуса «студента» в «профессионалы», искать работу по специальности, хотя психологически он к этому может быть не готов. Последствия подобной неготовности могут быть выражены в скорых симптомах синдрома эмоционального выгорания (потеря интереса к деятельности, нежелание приходить в место работы, раздражительность, депрессивное состояние, невнимательность и т.д.), хотя первоначально специализация ему нравилась, но из-за давления финансового стресс-фактора, студент оказался в невыигрышной позиции ни по отношению к себе и своему ментальному состоянию, ни по отношению к собственной профессии, уже потратив на ее освоение четыре года. В такой ситуации совершенно понятно его разочарование и чувство вины, направленное, в первую очередь, на себя.
Важно сказать, что, рассматривая психологическую литературу, мы замечаем, что гораздо большее внимания авторы уделяют уже состоявшимся профессионалам, говоря часто о профессии в прямой корреляции со словом «работа». Хотя учеба и подготовка к будущей рабочей деятельности является не менее трудозатратным и эмоционально сложным процессом, внутри которого мы можем наблюдать такие же риски возникновения эмоционального выгорания, как и среди уже состоявшихся профессионалов. Более того, психоэмоциональная нагрузка может быть даже выше, поскольку студенты часто должны думать одновременно о нескольких вещах, решая возникающие проблемы не по мере их поступления: написание работ по многим дисциплинам, закрытие сессии по разным предметам, поиск места практики, подготовка к рабочему взаимодействию во время практического освоения специальности, наконец, первые шаги уже на рабочем месте. Иными словами, вдобавок к общим стресс-факторам, являющимся для каждого студента индивидуальными (финансовые, социальные, семейные, жилищные и т.д.), мы наблюдаем сочетание различных ситуаций, которым студенты подвержены одновременно: большой объем информации, который нуждается в запоминании и систематизации, перенастройка личностных коммуникаций на рабочие, потребность в развитии эмпатии и эмоционального интеллекта. Последнее особенно справедливо для студентов, обучающихся на «помогающие» профессии, то есть тех, кто будет взаимодействовать в парадигме «человек-человек» [5].
Несмотря на то, что теоретическая и методологическая база исследования синдрома эмоционального выгорания сложилась в отечественной литературе на основе наблюдений за работающими профессионалами (М.В. Агапова, В.В. Бойко, Э.Ф. Зеер, Н.А. Попова, И.М. Шишкова и др.), все же некоторые ученые рассматривают важность выгорания и в учебной среде. Например, Е.И. Кудрявцева анализировала связь между академическими достижениями студентов и синдромом эмоционального выгорания [9]. Также был опубликован ряд небольших исследований, посвященных непосредственно изучению эмоционального выгорания среди различных студенческих групп: С.П. Иванова анализировала студентов, которые являются будущими психологами МЧС России [8]; О.С. Глазачев проводил опросы студентов медицинских вузов [7]; О.В. Чулкова написала статью на базе выборки из 89 студентов педагогического университета МГПУ и т.д. [20]. Кое-что эти исследования объединяет (помимо, очевидно, предметного вопроса). Они проведены на маленьких локальных группах, что является подтверждением общей тенденции: студенты, обучающиеся на «помогающих» специальностях, вне зависимости от области деятельности, могут быть подвержены эмоциональному выгоранию точно также, как и представители «помогающих» профессий. Небольшая числовая выборка позволяет провести более качественное исследование, в то время как локальный аспект (конкретное учебное заведение) демонстрирует повсеместное распространение риска эмоционального выгорания, а также дает возможность учета внешних стресс-факторов (например, социальный или экономический статус региона нахождения вуза). Соответственно, проведение подобных исследований является актуальным направлением научной работы сегодня, поскольку позволяет проанализировать и понять риски возникновения синдрома эмоционального выгорания у конкретной группы студентов, чтобы предложить им подходящие инструменты для коррекции психологического состояния.
Объект исследования – синдром эмоционального выгорания как реакция человека на повышенные стресс-факторы, связанные с текущей или будущей профессиональной деятельностью.
Предмет исследования – причины и риски эмоционального выгорания у студентов педагогического вуза.
Цель исследования – выявить уровень текущего эмоционального выгорания у студентов, находящихся на этапе профессиональной подготовки по педагогическим специальностям.
Гипотеза исследования – студенты «помогающих» специальностей подвержены синдрому эмоционального выгорания так же, как и уже работающие по подобным профилям профессионалы.
Задачи исследования:
1. На основе корпуса текстов, посвященных проблематике изучения синдрома эмоционального выгорания, сформировать теоретическую рамку для проведения исследования, определить терминологический аппарат, а также функциональные характеристики данного состояния.
2. Определить особенности возникновения эмоционального выгорания у студентов и выделить отдельные аспекты синдрома у будущих представителей профессий парадигмы «человек-человек».
3. Аргументировать выбор и охарактеризовать диагностические методы, используемые в исследовании группы студентов педагогического вуза с различным стилем профессиональной деятельности.
4. Обеспечить проведение эмпирического исследования на выявление текущего уровня эмоционального выгорания у группы студентов педагогического вуза.
5. Обработать полученные данные с использованием метода сравнительного анализа, проанализировать данные и сформулировать выводы на основе полученных результатов.
Методы исследования:
- теоретические: сравнительный анализ, обобщение;
- эмпирические: тестирование;
- методы качественного и количественного анализа результатов, включая
статистические методы обработки данных, выполненные в программе MS Excel 2010.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем курсовой работы составляет 40 страниц. Так же в работе представлены 2 таблицы.