Введение 3 Глава 1. Теоретические анализ дисфонии как речевого нарушения 5 1.1. Понятие дисфония в научной литературе 5 1.2. Классификация, причины дисфонии 7 Глава 2. Теоретические основы коррекции интонационной стороны речи у лиц с дисфонией 11 2.1. Интонационная сторона речи и ее особенности 11 2.2. Характеристика средств коррекции интонационной стороны речи у лиц с дисфонией 12 Глава 3. Эмпирическое исследование интонационной стороны речи у лиц с дисфонией 16 3.1. Подбор и обоснование диагностических методик 16 3.2. Анализ результатов эксперимента 20 Заключение 24 Список литературы 26 Приложениия 28 Приложение 1 28 Приложение 2 29 Приложение 3 30
ДВФУ

Средства коррекции интонационной стороны речи у лиц с дисфонией

курсовая работа
Педагогика
27 страниц
59% уникальность
2024 год
34 просмотров
Бадулина О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Список литературы
Актуальность. Голос – это уникальное явление, благодаря которому человек получает возможность выражать свои мысли, общаться с окружающими его людьми. Длительное расстройство голосовой функции ведет к затруднению межличностных отношений, нарушению процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на общем развитии, нервно–психическом состоянии и формировании личности. Проблема формирования интонационной стороны речи у лиц с дисфонией является актуальной проблемой на современном всего общества в целом. Интонационная сторона речи – одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно упрощающая общение, способствующая успешному межличностному взаимодействию. Формирование же интонационной стороны процесс достаточно сложный, необходимо управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к ним речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Для лиц с дисфонией характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения; наблюдаются трудности восприятия и воспроизведения логического ударения, ритмических структур; некоторые изменения темпо–ритмической организации речи; ограниченные возможности голоса. Все это негативно сказывается на общении с окружающими, препятствует полноценному формированию личности ребенка. Задачи формирования интонационной стороны речи заключаются в том, чтобы учить людей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. Объект исследования: интонационная сторона речи у лиц с дисфонией. Предмет исследования: средства коррекции интонационной стороны речи у лиц с дисфонией. Цель исследования: изучить средства коррекции интонационной стороны речи у лиц с дисфонией. Задачи исследования: – раскрыть понятие, классификацию, причины дисфонии в научной литературе, – изучить интонационную сторону речи и ее особенности; – охарактеризовать средства коррекции интонационной стороны речи у лиц с дисфонией; – провести эмпирическое исследование интонационной стороны речи у лиц с дисфонией. Методологическая основа исследования: анализ психолого–педагогической по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий), количественный и качественный анализ полученных данных. Анализ исследовательской литературы по теме составили положения о сложной структуре речевой деятельности и сложном взаимодействии ее компонентов (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); современные научные знания о физиологических механизмах голосообразования и развитии голосовой функции (Е.С.Алмазова, О. С.Орлова), концепция о коррекционно–развивающем обучении (Л.Б. Бараева, О.Л. Гаврилушкина, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева и др.). Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводам по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Читать дальше
1.1. Понятие дисфония в научной литературе Голос имеет важное социальное значение в развитии ребенка, в формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушения голосообразования влияют на развитие речи, нервно–психическое состояние, затрудняют коммуникацию, нередко являются причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека. Согласно рекомендациям Американской академии оториноларингологии – хирургии головы и шеи от 2018 г., дисфония – это частое клиническое состояние, которое затрагивает одну треть населения нашей планеты в тот или иной период жизни. Рекомендации определяют дисфонию как нарушение голосообразования, диагностированное врачом. Данное состояние может возникнуть у любого человека, однако больше ему подвержены лица «голосовых» профессий и пожилого возраста . Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Дисфонию можно рассматривать как проявления органических или функциональных нарушений со стороны анатомических элементов периферического отдела гортани, нервно–мышечного аппарата, нервных путей (афферентных и эфферентных) или различных отделов центральной нервной системы, прямо или косвенно принимающей участие в реализации процесса голосообразования/голосоведения. На качество голоса влияют и условия окружающей среды . По мнению Ю. С. Василенко, дисфония – это нарушение голоса, которое обусловлено снижением мышечного тонуса голосовых складок .
Читать дальше
2.1. Интонационная сторона речи и ее особенности Интонация – это и часть языка, и средство для решения коммуникативных задач, и индивидуальная манера говорить, и некий «продукт» процесса интонирования, то есть результат процесса порождения устной речи как такового. Под интонационной стороной речи понимается совокупность просодических компонентов речи, таких как мелодика, темп, ритм, интенсивность, тембр и др. К числу ключевых средств относят: логический акцент; мелодику (перемещение главного тона голоса); паузу (пауза в звучании); влияние звучания отдельных слов в речи; скорость выступления; окраска выступления, темп речи. Данные тональные ресурсы в выступлении обозначают в разных сочетаниях, придавая ей многообразие, насыщенность и эффектность . Темп речи – это темп произнесения компонентов выступления (звучаний, слогов, текстов, синтагм, выражений); обуславливается числом компонентов, которые выговариваются за единицу времени (одну секунду либо момент). Мелодика является основным компонентом интонационной стороны речи и обеспечивает повышение и понижение тона голоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между частями фразы. Одним из сильных интонационных средств являются паузы, т.е. остановки в речи. Пауза – это временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют. Она как бы разрывает поток речи. Паузы могут быть действительными и нулевыми. Действительные паузы – это перерывы в звучании, а при нулевых паузах нет перерывов в звучании, но меняется мелодика речи .
Читать дальше
3.1. Подбор и обоснование диагностических методик В рамках изучения проблемы исследования было организовано изучение состояния интонационной стороны речи у лиц с дисфонией. В эксперименте участвовало 6 испытуемых с диагнозом дисфония. Исследование проводилось в три этапа: 1 этап: Подбор и изучение методик исследования компонентов интонационной стороны речи. 2 этап: Обследование состояния интонационной стороны речи у лиц с дисфонией. 3 этап: Анализ полученных результатов. Для исследования интонационной стороны речи были использованы методики и адаптированные для взрослых Е.Ф. Архиповой для обследования голоса и интонации: 1.Методика обследования восприятия и воспроизведения интонации. Цель обследования: выявить возможность различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. Материалом исследования служили предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Процедура: испытуемому предлагается послушать предложения, которые произносятся с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Серия 1. Определение наличия повествовательного предложения Поздно ночью пошёл сильный дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах (Л. Лагин).
Читать дальше
Дисфония – это качественное нарушение голосовой функции, проявляющееся хрипотой, гнусавостью, осиплостью, слабостью и быстрой утомляемостью голоса. Является одной из распространенных жалоб, частой причиной обращений за медицинской помощью и влечет за собой потерю трудоспособности. Дисфония может развиваться у пациентов любого возраста и пола, часто встречается у людей, активно использующих голосовую коммуникацию (певцов и артистов, юристов, учителей, тренеров). От дисфонии в тот или иной период жизни может страдать до 30% населения планеты. Несмотря на то, что нарушения голоса затрагивают людей всех возрастов, чаще они регистрируются у лиц старше 65 лет (29,1%, а в течение жизни в той или иной степени страдали нарушением голоса 47%), а также у детей (23,4% детей могут иметь дисфонию в определенный период жизни, причем у мальчиков она встречается чаще, чем у девочек). Нарушения голоса у детей могут быть детерминированы не только различной органической и функциональной патологией гортани, но и заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей, органа слуха, нервной, эндокринной и другой патологией. Причины дисфонии чрезвычайно разнообразны. Дисфония может развиться у пациентов с новообразованиями области головы и шеи, неврологическими болезнями (паралич голосовых складок, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз и пр.), желудочно–кишечными расстройствами (рефлюкс–эзофагит и пр.), аутоиммунными заболеваниями (ревматоидный артрит и пр.), болезнями легких (ХОБЛ), скелетно–мышечными (дисфония напряжения мышц, фибромиалгия), психологическими проблемами (функциональные нарушения голоса), травмами. Повреждение голосовых связок может быть результатом ятрогенного воздействия. Интонационная сторона речи – это основное фонетическое средство оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр), участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Это важнейший аспект устной речи, сложное суперсегментное фонологическое явление, всецело сориентированное на коммуникацию, служащее на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений, экспрессивных и эмоциональных категорий. Интонационный компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определённую семантическую нагрузку и т.д. В рамках третьей главы проведено исследование и проанализированы полученные данные. У лиц с дисфонией наблюдается нарушение интонационной стороны речи, проявляющиеся в недостаточных способностях изменять и различать интонационные структуры, что характеризуется недостаточной модулированностью голоса по силе, интенсивности, высоте, длительности звучания голоса. Рекомендации относительно практического применения материалов работы: результаты исследования могут быть использованы логопедами в практической деятельности.
Читать дальше
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса / Е. С. Алмазова. – СПб., Союз, 2015. – 174 с. 2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики / Е. Э. Артемова. – Москва: Наука, 2017. – 139 с. 3. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова. – М.: Просвещение, 2017. – 281 с. 4. Василенко, Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю. С. Василенко. – М.: Дипак, 2023. – 130 с. 5. Гаращенко, Т.И. Наш опыт лечения функциональных дисфоний / Т.И. Гаращенко // Рос. оториноларингология. 2022. №1. С. 25–26. 6. Златоустова, Л. В. Общая и прикладная фонетика: учебное пособие / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. Н. Трунин–Донской. – Москва: МГУ, 2016. – 304 с. 7. Завражин, С. А. Преодоление нарушений интонационного компонента речи / С. А.Завражин // Наука о человеке: гуманитарные исследования. № 1. 2021. С.3–29. 8. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика / Л. Р. Зиндер. – М.: Высш. школа, 2019. – 312 с 9. Лаврова, Е. В. Нарушение голоса / Е. В. Лаврова. – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 207 с. 10. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии / Е. В. Лаврова. – М.: Наука, 2019. – 135 с. 11. Орлова, О.С. Нарушения голоса / О.С. Орлова. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2018. – 120 с. 12. Петрянкина, В. И. Современный русский язык /В. И. Петрянкина. – Санкт-Петербург: Лань, 2017. – 160 с. 13. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д. : Феникс: 2022. – 448 с 14. Радциг, Е.Ю. Нарушение голоса у детей и подростков (этиология, клиника, диагностика и лечение): дисс. … док. мед. наук./ Е.Ю. Радциг. М.: 2016. – 174 с 15. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. – Москва : Высшая школа, 2014. – 256 с. 16. Таптапова, С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса / С. Л. Таптапова. – М.: Просвещение, 2022. – 140 с. 17. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. М.: ВЛАДОС, 2019. – 129 с. 18. Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации / Н.В. Черемисина-Ениколопова. – М.: Наука, 2019. – 170 с. 19. Швецова, Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Швецова // Логопедия. – 2016. – № 7. – С. 16–50. 20. Юрков, А.Ю. Нейровегетативный компонент патогенеза функциональной дисфонии по гипотонусному типу / А.Ю. Юрков, // Российская оториноларингология. 2022. №3. С. 120–125.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Аутотренинг как психологический метод снижения тревожности взрослых
Количество страниц:
76
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология
курсовая работа
Основания и условия гражданско-правовой ответственности
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
курсовая работа
ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, СУБЪЕКТЫ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image