-
Демидовский университет

Аутотренинг как психологический метод снижения тревожности взрослых

дипломная работа
Психология
76 страниц
61% уникальность
2024 год
7 просмотров
[FAKE!!!] Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ГЛАВА 1.
2 глава
Заключение
Список использованн
Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование аутотренинга как психологического метода снижения тревожности у взрослых 6 1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологической литературе ……. 6 1.2. Основные аспекты исследования проблемы тревожности взрослых 16 1.3. Применение аутотренинга в психологической практике как метода снижения тревожности взрослых 27 Выводы по первой главе 37 2. Эмпирическое исследование возможностей аутотренинга как психологического метода снижения тревожности взрослых 39 2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования 39 2.2. Результаты эмпирического исследования 39 2.3. Рекомендации по применению аутотренинга для снижения тревожности у взрослых в практической деятельности психолога…………………………………………………………………………… Выводы по второй главе 49 Заключение 50 Список использованных источников и литературы 51 Приложения 56
Читать дальше
Актуальность темы. В современном обществе, насыщенном стрессом и повседневными вызовами, вопросы эмоционального благополучия становятся все более актуальными. Тревожность, как психологическое состояние, оказывает значительное воздействие на физическое и психическое здоровье взрослых. Стремительный темп жизни, социальное давление и личные обязанности могут привести к ухудшению психического состояния и качества жизни. Большинство людей не относят себя ни к больным, ни к абсолютно здоровым. В российской традиции на вопрос о самочувствии люди отвечают неопределенно: «трудно сказать», «когда как». В этом контексте возникает потребность в поиске эффективных методов регуляции тревожности, способных помочь взрослым эффективно справляться с вызовами и стрессовыми ситуациями. Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. Развитие личности современного человека обусловлено сложной совокупностью и динамикой социокультурных, экономических, технологических и психологических факторов, определяющих условия существования и жизнедеятельности в социальной среде. В связи с этим немаловажное практическое значение приобретает проблема исследования, диагностики тревожности, а также эффективных методов снижения состояния тревожности. Одним из наиболее действенных методов саморегуляции психического состояния считается методика аутогенной тренировки (АТ), разработанная еще в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем. Аутогенные способы психологической помощи (самопомощи) и реабилитации при их качественном освоении являются наиболее доступными, действенными, простыми в применении и эффективными средствами регуляции психической деятельности. Вместе с тем, анализ научной литературы и особенностей практической деятельности военных психологов показывают, что в настоящее время далеко не в каждой воинской части используются и применяются данные методы. Цель исследования: исследование аутотренинга как психологического метода снижения тревожности взрослых. Объект исследования: тревожность взрослых. Предмет: аутотренинг как психологический метод снижения тревожности взрослых. Научная гипотеза: применение аутотренинга в психологическом консультировании взрослых может существенно снизить проявления их тревожности. Задачи исследования: 1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования; 2. Выявить возможности аутотренинга как одного из методов снижения тревожности у взрослых; 3. Разработать рекомендации по применению метода аутотренинга для снижения тревожности взрослых в практической деятельности психолога. Методы исследования: в работе применялись как теоретические (анализ, обобщение, классификация, сравнение), так и эмпирические методы исследования (наблюдение, анкетирование, математическо-статистический метод). Степень изученности проблемы: многие отечественные и зарубежные ученые занимались разработкой проблемы тревожности человека. Среди наиболее известных зарубежных исследователей следует выделить З. Фрейда, Э. Фрома, Г.С. Салливана, Ч. Спилбергера и др. Среди отечественных ученых можно отметить работы А.М. Прихожан, Г.Г. Аракелова, А.И. Захарова, Ф.Б. Березина, Ю.И. Ханина и др. Все исследователи отмечали, что повышенную тревожность у человека необходимо корректировать и для этого существуют различные методы и способы. Одним из эффективных способов коррекции тревожности у взрослых людей такие исследователи как М.И. Аминов, Д.В. Бурденкова, Д.А. Шуненков и др. считают метод аутотренинга, который доказал свою эффективность при применении. Практическая значимость. Полученные результаты не только способствуют расширению понимания механизмов саморегуляции эмоционального состояния, но и могут иметь практическое применение. Эта работа может служить основой для разработки эффективных программ по управлению тревожностью в повседневной жизни, что в свою очередь привнесет пользу для психического здоровья и общего благополучия взрослого человека. Таким образом, данное исследование стремится не только расширить теоретическое понимание психологических процессов, но и предоставить практические рекомендации для тех, кто ищет эффективные стратегии управления тревожностью в современном обществе. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, литературы и приложения.
Читать дальше
В настоящее время вопросы психологического благополучия и эмоционального здоровья все более заинтересовывают как врачей, так и исследователей в различных областях. Одной из распространенных проблем психологического характера является тревожное состояние, которое может существенно ухудшить качество жизни и повлиять на различные аспекты повседневной деятельности взрослых. Для решения этой проблемы в научном сообществе активно обсуждаются различные методы и подходы, включая метод аутотренинга. Тревожность – это одна из индивидуальных психологических особенностей личности, проявляющаяся повышенной склонностью человека к беспокойству, тревоге, страху, который зачастую не имеет под собой достаточных оснований. Современные психологи рассматривают тревогу как состояние ситуативной тревожности ввиду того, что тревога соотносится с определенной внешней ситуацией. Цель тревоги в том, чтобы обезопасить личность от потенциальных угроз из внешнего мира. В качестве источников выступают внешние и внутренние раздражители. Внешние представлены людьми, опасными ситуациями, а внутренние - негативным жизненным опытом, который может воплощаться в ощущении тревоги. Большинство исследователей склонны рассматривать «тревожность» и как ситуативное явление, и как характеристику личности, учитывая ее динамичность. В работах А.М. Прихожан можно найти следующую трактовку термина тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [20]. В своих трудах Р.С. Немов указывал на то, что тревожность можно назвать «постоянно или ситуативно проявляемым свойством человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [14]. Таким образом, тревожность рассматривается как некое состояние эмоций индивида и как определенное устойчивое чувство. Как черту личности, тревожность рассматривал Г.Г. Аракелов. Он писал: «как черта личности тревожность связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги» [2]. Отечественный психолог М.С. Неймарк проводила исследование уровня притязаний среди подростков. Результаты показали, что неудовлетворение притязаний на успех среди подростков приводит к возникновению страха, беспокойства, агрессии. Тревожность отмечалась и у тех, кто отличился высоким уровнем самооценки. Это объясняется тем, что дети настойчиво планировали быть лучшими и уникальными обучающимися, однако при этом ничего не предпринимали или не имели возможности для реализации своих желаний. Исследования, приведенные выше, следует рассматривать с точки зрения теоретической основы для формирования представлений о тревожности как последствии действительной тревоги, которая возникает в конкретных жизненных ситуациях ребенка, создавая новообразования в процессе деятельности и коммуникаций. Другими словами, тревожность следует рассматривать не как биологическое, а как социальное явление [16, с.216].
Читать дальше
Тестирование на тревожность проводилось с помощью теста Taylor Manifest Anxiety Scale в русскоязычной адаптации Т. А. Немчина (Приложение 1). Дополнительно у группы измерили уровень депрессивного состояния используя опросник А. Бэка (Приложение 2). Личностная шкала проявлений тревожности Taylor Manifest Anxiety Scale в русскоязычной адаптации Т. А. Немчина (TMAS). Оригинал: Taylor, J.A. (1953). A personality scale of manifest anxiety. J Abnorm Soc Psychol, 48, 285–290. Опросник состоит из 50 утверждений, на которые следует дать ответ «да» или «нет». Интерпретация: оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл. Суммарная оценка: - 40–50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности; - 20–40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности; - 15–25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; - 5–15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне; - 0–5 баллов — о низком уровне тревожности. На рисунке 2.1. представлены результаты исследования по методике Taylor Manifest Anxiety Scale в русскоязычной адаптации Т. А. Немчина (TMAS).
Читать дальше
Тревожность, как особенность личности испытывать тревогу при незначительных раздражителях, становится все более выраженной чертой современного человека. Она проявляется в форме беспокойства, напряженности и страха. Большинство людей периодически испытывают тревожность, однако, в случае если эти симптомы становятся чрезмерными и вмешиваются в повседневную жизнь, то это уже может быть признаком патологии. Аутотренинг – один из универсальных методов управления психическими состояниями, преимущества которого – результативность, относительная простота, универсальность. В данном исследовании был проведен анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме тревоги и тревожности как понятия, которые изучаются наукой психологией. Были рассмотрены различные взгляды на природу тревожности, на причины ее появления. Были сделаны выводы, что тревожность как одно из свойств человека может иметь как отрицательное, так и положительное значение для организма человека. Также были сделаны выводы о том, что если тревожность является постоянной сопровождающей состояния индивида, то необходимо найти эффективное средство, чтобы справляться с тревожностью. Одним из наиболее эффективным средством профилактики возникновения тревожного состояния, по мнению различных специалистов, является аутотренинг. Во второй части данного исследования была эмпирически подтверждена гипотеза о том, что аутотренинг является эффективным методом снижения уровня тревожности. С помощью различных методик было проведено обследование взрослых людей до и после проведения аутотренинга. Результаты контрольного этапа исследования показали, что аутотренинг является эффективным для уменьшения уровня тревожности у взрослых людей. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Алексенко Е.А. Тревога. Истории сверхбеспокойных людей / Е.А. Алексенко. – М.: Флинта, 2019. – 256 с. 2. Арбузова, Е. С. Современные исследования психологии тревожности / Е. С. Арбузова, Л. А. Бочарова // Тенденции развития современной педагогики и образования в России и мире: сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 22 июня 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 18-22. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [сайт]. – URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp. 3. Баринов Д. Н. Социоструктурные источники тревожности / Д. Н. Баринов // Вестник ТГУ. -2018. -№10. -С. 147-150. 4. Барсукова Е. В. Реактивная тревожность – естественное или приобретенное состояние организма /Е.В Барсукова, Э. Г. Гусейнова // Современная педагогика. -2020. -№ 10 (47). -С. 73–78. 5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – М.: Фолиум, 2018. – 321 с. 6. Викторова В. В. Тревожность как сопутствующий фактор у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / В. В. Викторова: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Москва, 2020. -36 с. 7. Грибанов А. В. Психофизиологическая характеристика тревожности и интеллектуальной деятельности в детском возрасте (обзор) / А. В. Грибанов, И. С. Депутат, А.Н. Нехорошкова и др. // Экология человека. -2019. -№ 9. -С. 50-58. 8. Ермолаева, С. А. Возможности использования аутогенной тренировки в процессе обучения для развития памяти / С. А. Ермолаева // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы XXXVIII международной научно-практической конференции, Москва, 06–07 марта 2018 года. – Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2018. – С. 106-110. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp. 9. Захарова Л.Н. Психология управления. Учебник для вузов. / Л.Н. Захарова - М: Лань, 2023. - 396 с. 10. Зорин К.В. Педагогика и психология для социальных работников. Учебник. / К.В. Зорин, А.С. Молчанов, Н.В. Кудрявая - М: Кнорус, 2023. - 374 с. 11. Иванова О.П. Психологические механизмы развития и преодоления тревожности у работающих взрослых / О.П. Иванова, Г.В. Константинова // Вестник Московского университета. Психология. - 2021. - №2. - С. 10-19. 12. Калинина Е.Ю. Психологическая тревожность и способы ее преодоления в процессе трудовой деятельности / Е.Ю. Калинина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2021. - №9. - С. 76-84. 13. Казанцева И.В. Взаимосвязь различных источников тревожности у работающих взрослых / И.В. Казанцева, А.И. Дмитриева // Психологическая наука и образование. - 2023. - №1. - С. 33-41. 14. Киселева, О. А. Влияние аутогенной тренировки на жизнестойкость сотрудников МЧС / О. А. Киселева, Н. А. Чумаков, О. В. Гуменюк // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 18–23 ноября 2019 года / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Том Часть 3. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – С. 41-43. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [сайт]. – URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp. 15. Константинова Г.В. Переживание тревоги и стратегии ее преодоления в рабочей среде / Г.В. Константинова, О.П. Иванова // Вестник Московского университета. Психология. - 2022. - №4. - С. 61-69. 16. Козьяков Р.В. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебник. / Р.В. Козьяков, О.А. Евстафьева, Н.Р. Коро - М: Кнорус, 2023. - 420 с. 17. Козырев Г.И. Конфликтология. Учебник. / Г.И. Козырев - М: Форум, 2023. - 289 с. 18. Крикунов, Г. А. Аутогенная тренировка средство для самоусовершенствования / Г. А. Крикунов // Вопросы педагогики. – 2021. – № 1-1. – С. 121-123. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [сайт]. – URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp. 19. Леонтьева Е.В. Источники тревожности и способы их совладания у работников / Е.В. Леонтьева // Вестник ТГПУ. - 2022. - Вып. 5. - С. 101-111. 20. Локтаева, С. А. Проблема тревожности в современной психологии / С. А. Локтаева // Велес. – 2018. – № 5-2(59). – С. 62-65. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp. 21. Нехорошкова А.Н. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, Ю.С. Джос // Экология человека. -2019. -№ 6. -С. 47–54
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Основания и условия гражданско-правовой ответственности
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
курсовая работа
ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, СУБЪЕКТЫ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
Взаимодействие бухгалтерского и налогового учёта: действующая практика и пути совершенствования
Количество страниц:
65
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image