Действующее российское законодательство закрепляет многообразие существующих в России форм собственности. Конституция Российской Федерации установила, что в Российской Федерации государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.
Вневедомственная охрана Росгвардии является государственным институтом, задачей которого является обеспечение безопасности и защиты всех видов собственности, которые подлежат их непосредственной охране. Благодаря качественному выполнению своего функционала рассматриваемой структурой в государстве формируется стабильная и здоровая экономическая система, а также повышается уровень общественной безопасности.
Исстари сложилось так, что функции по обеспечению безопасности государства и общества возлагались на подразделения вневедомственной охраны. Применялись разные способы охраны, но целью всегда была защита имущества собственника от преступных посягательств.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» подразделения вневедомственной охраны включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Учитывая определяющую роль вневедомственной охраны Росгвардии в охране особо важных и режимных объектов государства, а также обеспечении надежной защиты всех видов собственности, считаем данную тему весьма актуальной для исследования.
Объектом исследования данной работы являются правовые отношения вневедомственной охраны Росгвардии. Предметом исследования являются нормы права регулирующие деятельность вневедомственной охраны Росгвардии.
Целью работы является исследование деятельности вневедомственной охраны Росгвардии. Для достижения целей необходимо нами поставлены следующие задачи:
1. Исследование нормативно правового регулирования деятельности подразделений вневедомственной охраны Росгвардии;
2. Выявить проблему статуса и найти пути развития вневедомственной охраны Росгвардии;
3. Анализ деятельности подразделений вневедомственной охраны Росгвардии;
4. Рассмотрение существующих проблем правового статуса вневедомственной охраны как одного из субъектов охранной деятельности в России.
Теоретической базой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области правоохранительной деятельности. Основу работы составили нормативно-правовые акты РФ: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Распоряжения и Постановления Правительства РФ и иные акты.
Структурно работа состоит из введения, двух разделов, структурированных в подразделы, заключения, списка используемых источников.
Читать дальше
1.1 Нормативно правовое регулирование деятельности подразделений вневедомственной охраны Росгвардии
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 5 апреля 2016 года образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Это решение явилось результатом глубоко продуманных и тщательно взвешенных замыслов военно-политического руководства страны по совершенствованию системы государственной и общественной безопасности Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации новая силовая структура была создана на основе внутренних войск МВД России, преобразованных в войска национальной гвардии Российской Федерации. В их состав были включены переданные из министерства внутренних дел РФ органы управления и подразделения вневедомственной охраны, лицензионноразрешительной работы, подразделения специального назначения (СОБР и ОмОн), Центр специального назначения и авиации, а также авиационные подразделения.
Создание в России Федеральной службы войск национальной гвардии отвечало требованиям времени. Это расчетливый и всецело оправданный ответ на современные угрозы безопасности нашему государству и в немалой степени – на угрозы и вызовы завтрашнего дня.
Ведь в современном мире, в нынешних реалиях, очень важно быть уверенным в защите своего имущества, своих прав и свобод. Для того чтобы это уверенность существовала и было необходимо создание такого органа как служба войск национальной гвардии, в частности ведомственная охрана. В условиях и мирного, и военного времени важно, чтобы профессионально обученные и мотивированные граждане всецело и комплексно выполняли свои функции и задач, возложенные на них обществом и государством. Вневедомственная охрана по сути своей занимается охраной важных режимных объектов, имущества, также немаловажным является охрана общественного порядка.
Читать дальше
2.1 Анализ деятельности подразделений вневедомственной охраны Росгвардии
Круг задач, решением которых занимаются сотрудники вневедомственной охраны, регламентирован Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации.» В него входят:
- охрана на основе договора объектов, принадлежащих физическим и юридическим лица, государству;
- соблюдение пропускного режима;
- обеспечение безопасности коммуникаций, важных грузов, ВГО, определенных перечнем, который утвержден председателем правительства России;
- проведение работ, мероприятий, оказание услуг по обеспечению сохранности вверенных объектов и имущества в рамках единой технической политики;
- повышение эффективности мер, касающихся защиты имущества, принадлежащего частным лицам, индивидуальным предпринимателям и организациям;
- оперативное реагирование на тревожные сигналы, которые поступают на охранные пульты центральных пунктов наблюдения.
Это то, чем в первую очередь занимаются сотрудники отделов вневедомственной охраны. По решению Главного управления МВД они могут выполнять и другие функции:
- обеспечивать безопасность должностных лиц и рядовых граждан;
- охранять общественный порядок, пресекать правонарушения;
- контролировать соблюдение режимов чрезвычайного или военного положения, введенного на территории РФ/отдельных субъектов федерации;
- противодействовать терроризму, участвовать по распоряжению президента России в контртеррористических операциях.
Читать дальше
Проведенное исследование организации деятельности подразделений вневедомственной охраны Росгвардии позволяет сделать ряд наиболее значимых выводов.
1. Основной целью вневедомственной охраны Росгвардии является обеспечение высокого уровня защиты объектов охраны, вверенного имущества, имущественных прав и интересов физических и юридических лиц от преступных посягательств.
2. Деятельность вневедомственной охраны Росгвардии регламентируется множеством нормативно – правовых актов и подзаконных актов (Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»; гражданское законодательство; распоряжения и постановления Правительства и т.д.)
3. Группы задержания, формируемые на основе вневедомственной охраны Росгвардии, выполняют правоохранительную и социальную функции.
4. Существует проблема в дублировании функций с правоохранительными органами.
5. Предпринимаются попытки решить проблемы, связанные с недостаточно регламентированным правовым положением вневедомственной охраны Росгвардии.
6. Разработана Концепция развития вневедомственной охраны на период с 2018-2021годов и до 2025 года. Одним из предложением является создание единого (рамочного) закона, который будет в полной мере регламентировать правовой статус сотрудников вневедомстенной охраны, а также раскрывать принципы, механизм и порядок организации работы в охранной деятельности в России.
7. Существует необходимость в создании нового порядка формирования перечня объектов, подлежащих обязательной охране вневедомственной охраной Росгвардии, исходя из имеющейся штатной численности, а также внутриполитической необходимости в современных реалиях.
Таким образом, в ходе проведенного исследования деятельности вневедомственной охраны Росгвардии в России в данной работе особое внимание уделялось изучению нормативно правового регулирования деятельности подразделений вневедомственной охраны Росгвардии; рассмотрению организационной структуры вневедомственной охраны, сущности и целей ее деятельности; анализу деятельности подразделений вневедомственной охраны Росгвардии; а также рассмотрению существующих проблем правового статуса вневедомственной охраны как одного из субъектов охранной деятельности в России.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]// СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 18.01.2024).
2. Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (ред. от 25.12.2023) [Электронный ресурс] // СПС «Консультантплюс» (дата обращения 18.01.2024).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20.02.96 № 18-ФЗ, от 24.07.2023 № 339-ФЗ, от 24.07.2023 № 351-ФЗ) [Электронный ресурс]// СПС «Консультантплюс» (дата обращения 18.01.2024).
4. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (с посл. изменениями и дополнениями от 04.08 2023) [Электронный ресурс]// СПС «Консультантплюс» (дата обращения 18.01.2024).
5. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) [Электронный ресурс]// СПС «Консультантплюс» (дата обращения 18.01.2024).
6. Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023) [Электронный ресурс]// СПС «Консультантплюс» (дата обращения 18.01.2024).
7. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 17.06.2019) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 18.01.2024).
8. Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 (ред. от 17.07.2023) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации») [Электронный ресурс]// СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 19.01.2024)
9. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2017 г. № 928-р «Об утверждении перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.01.2024).
10. Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» [Электронный ресурс]// СПС «Консультантплюс» (дата обращения 18.01.2024)
11. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 2437-р «Об оптимизации структуры подразделений вневедомственной охраны полиции» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
12. Распоряжение Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1629-р (утратило силу) [Электронный ресурс]// Система ГАРАНТ.URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12070731/ (дата обращения: 19.01.2024).
13. Приказ Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации от 10.09.2018 № 403 «Об утверждении Порядка учета служебного времени и расчета показателя численности сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерация, проходящих службу в подразделениях вневедомственной охраны, необходимых для несения службы на посту и маршруте патрулирования» (Зарегистрирован 28.09.2018 № 52287) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».
14. Закон Республики Казахстан от 19 октября 2000 года № 85-II «Об охранной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1020355#pos=65;-118(дата обращения: 19.01.2024).
15. Указ Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 «О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. URL: http://ohrana.gov.by/wp/ru/about-department/regulation-on-the-department/(дата обращения: 19.01.2024).
Научные и учебно-методические издания:
16. Асеев А. Г. Роль и место Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2020. No 1 (85). С. 8–15.
17. Асеев А. Г. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации: особенности правового статуса // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. 2019. No 1. С. 45–50.
18. Асеев А. Г. Эксклюзивные полномочия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Военное право. 2019. No 5 (57). С. 48–51.
19. Божьев В. П., Гаврилов Б. Я. Правоохранительные и судебные органы. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. С.82
20. Бутов С. В., Лысенков С. Г. О соотношении понятий «правовой статус» и «правовое положение» как самостоятельных юридических категорий // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. No 4 (35). С. 6–11.
21. Винокур А.Б. Статус Росгвардии // Правовые аспекты. 2019. No 4. С. 51.
22. Воробьев П.С. Правоохранительные органы // Экономика и право. 2020. No 3. С. 28.
23. Гарник Л.Ю. Организационно-правовой статус Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации / Научный диалог: Юриспруденция: сборник научных трудов по материалам XVII международной научно-практической конференции (Май, 2019). – Санкт-Петербург: ЦНК МОАН, 2019. С. 14¬15.
24. Гарник Л.Ю. Место Федеральной службы войска национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) в системе правоохранительных органов государства / Л.Ю. Гарник // Пробелы в российском законодательстве. – 2020. – № 2. – С. 188–191.
25. Гарник Л. Ю. Функции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. No 3 (51). С. 111— 115.
26. Ечина, А. В. Актуальные проблемы процессуального статуса вневедомственной охраны / А. В. Ечина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109555/ (дата обращения: 18.01.2024).
27. Ёркина Т.Н. Федеральная служба войск национальной гвардии России. Вопросы создания / Т.Н. Ёркина // Закон и право. – 2019. – №5. – С. 137–139.
28. Изаксон Р.А. Некоторые аспекты общественного восприятия Росгвардии / Р.А. Изаксон // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 8 (24). – С. 609– 612.
29. Квасов В.Б. К вопросу о некоторых проблемах правового статуса вневедомственной охраны войск национальной гвардии игр // В.Б. Квасов / [Электронный ресурс] // Проблемы экономики и юридической практики. – 2019. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nekotoryh-problemah-pravovogo-statusa-vnevedomstvennoy-ohrany-voysk-natsionalnoy-gvardii.
30. Кожевников О.А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности / О.А. Кожевников // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2018. – № 1. – С. 15–22
31. Коновалов А.В. К вопросу о понятии принципов права / А.В. Коновалов// Lex russica. – 2018. – № 8. – С. 81–87.
32. Кинчус Е. В. Проблемы в сфере правового регулирования частной детективной и охранной деятель- ности в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2018. No 1.
33. Лис В.К. Правоохранительная функция государства // Актуальные вопросы. 2019. No 1. С. 38.
34. Мигачев Ю.И., Молчанов Н.А. Правовые основы национальной безопасности (административные и информационные аспекты) / Ю.И. Мигачев, Н.А. Молчанов // Административное право и процесс. – 2019. – № 11. – С. 71–75.
35. Никонов Д. А., Сибгатуллин Ф. С. Основные формы и методы правотворческой и правоприменительной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (теоретико-правовой аспект) // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории : материалы XI Всероссийской научно- практической конференции (Краснодар, 22 апреля 2022 года). Краснодар : Краснодарский университет МВД РФ, 2022. С. 184–189.
36. Попова Н.Ф. Основы управления в правоохранительных органах: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф ... Москва: Издательство Юрайт. – 2022. – 287 с.
37. Правоохранительные органы России. Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2019. С.61
38. Правоохранительные органы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков [и др.] ; под общей редакцией М. П. Полякова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. С.163
39. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. — М.: Инфра-М, Норма, 2018. С.162
40. Рождественский И.С. Огонь на поражение: что разрешат Национальной гвардии / И.С. Рождественский // РБК. – 2019. – № 5. – С. 5.
41. Савина, Е. А. Теоретические основы вневедомственной охраны в рамках структуры национальной гвардии РФ / Е. А. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 249-254. [Электронный ресурс]— URL: https://moluch.ru/archive/332/74184/ (дата обращения: 18.01.2024).
42. Соломин И.В. Правовые основы деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации / И.В. Соломин // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. –2016. – № 4. – С. 27–30.
43. Стойко Н. Г., Кириллова Н. П., Лодыженская И. И. Правоохранительные органы. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. С.123
Электронный ресурс:
44. Концепция развития вневедомственной охраны на период 2018-2021 годов и далее до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росгвардии. URL: http://rosgvard.ru/ru/page/index /koncepciya-razvitiya-vnevedomstvennoj-oxrany (дата обращения: 19.01.2024).
45. Официальный сайт Росгвардии [Электронный ресурс] // https://rosguard.gov.ru/Page/Index/koncepciya-razvitiya-vnevedomstvennoj-oxrany (дата обращения 19.01.2024).
46. Данные Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Итоги 2016 г. - [Электронный ресурс].- URL:http://rosgvard.ru/
47. Данные Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Доклад об осуществлении Росгвардией в 2017 году государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора). - С.33. - [Электронный ресурс].- URL: http://rosgvard.ru/
Читать дальше